Где в Астраханской области живут ногайцы

Где в Астраханской области живут ногайцы

У села с русским названием Растопуловка, где ногайцы-карагаши живут всего четверть века, древняя тюркская история. Это стало открытием для нас, приехавших сюда, чтобы узнать, где и как живут астраханские ногайцы.

Потомки великой Орды

Название села Растопуловка в Приволжском районе произошло от фамилии русского промышленника, владевшего местными рыболовецкими тонями. Ногайцы-карагаши живут здесь недавно: в 90-2000-е годы они переселились сюда из сел Красноярского района, оказавшихся в защитной зоне газового месторождения — Сеитовки, Айсапая, Куянлы, Ланчуга. Но на самом деле эта земля — родина ногайского народа, уверен наш земляк, историк Александр Черемин.

Богатейшая история этой местности мало изучена, рассказал ученый на встрече с жителями Растопуловки. Когда-то на месте мощного государства Дешт-и-Кипчак возникло новое — Золотая Орда, или Улус Джучи, сына Чингисхана. В 1252 году хан Бату основал торговый город Ас-Тархан (Хаджи-Тархан), против которого сразу обустроили переправы, чтобы столица государства Сарай ал-Махруса имела водные и сухопутные пути сообщения.

Здесь, на левом берегу Итиля (Волги) строили дворцы, росли финиковые пальмы, выращивали все виды бахчевых, ловили осетров, белуг, делали кирпич, из которого был построен Сарай ал-Махруса, а потом Астраханский кремль.

Начало ногайской государственности положила Ногайская Орда, основанная в 1391 году легендарным эмиром Эдиге, получившим титул беклярбек (бек над беками) и фактически ставшим правителем Улуса Джучи. Его потомки расширили владения от Волги до Иртыша, Западно-Сибирской низменности, Казани и Причерноморья.

Гибель Эдиге в 1419 году, начавшиеся междоусобицы ослабили некогда мощное государство. Трагической страницей в истории ногайского народа стало противостояние бия Юсуфа и его родного брата Исмаила. Гибель Юсуфа, взятие Хаджи-Тархана русским войском, а вслед за тем обрушившийся на эти края голод и мор положили конец единой Ногайской Орде.

Опасения не беспочвенны: был в истории нашей страны период, когда потомки великого народа перестали существовать. Не физически, конечно. Просто в советское время ногайцев переписывали татарами. По данным последней переписи населения, в Астраханской области живет 7 589 ногайцев. Хотя этнических представителей этой народности — порядка 40 тысяч.

Но те, кто ощущает свою ногайскую идентичность, самобытность, стремятся ее сохранить.

Где живут

Ногайцы в Астраханской области представлены несколькими группами: юртовцы (в их составе выделяется едисанская подгруппа), карагаши, кундровцы и утары. Юртовцы проживают в селах Татарская Башмаковка, Карагали, Яксатово, Солянка, поселке Мошаик и микрорайоне Зацарево; едисанцы — в селах Килинчи, Три Протока и Кулаковка; карагаши — в Сеитовке, Айсапае, Куянлах, Зайковке, Новорусовке, Ясын-Сокане, Джанае, Малом Арале, Лапасе, в Растопуловке, поселках Сенной и Караагаш, Кири-Кили, Свободный, Янго-аул, в микрорайоне Бабаевского; кундровцы проживают в селе Тулугановка ; утары — в селах Янго-Аскер и Зензели, а также в соседних районах Калмыкии.

Монеты на счастье

Когда в ногайский дом приходил гость, его сажали на сшитые руками женщин-рукодельниц тюфячки — мындер. На такие мындеры и нас, как почетных гостей, усадили в доме Рифхата Абдулвахитовича и Зунфиры Байдуллаевны Мурзалиевых. А потом… обсыпали монетами. Этот обряд называется шашу: когда в доме гости или праздник, бросают монеты, конфеты и сладости на счастье, чтоб был достаток, чтобы род продолжался.

То, что мы привыкли называть калмыцким чаем, ногайцы считают своим напитком. Перед тем как сесть за стол, нам предлагают помыть руки, поливая по обычаю воду из кумгана.

Это ногайское блюдо называется май боьрек, или ай боьрек. Ими нас угощает Зунфира Байдуллаевна, щедро разливая по пиалам ногайский чай.

Зунфира Мурзалиева почти 40 лет проработала в школе, а сейчас руководит фольклорно-этнографическим ансамблем «Дослык». Ансамбль зародился еще в Сеитовке. А потом его участницы разъехались кто куда. К счастью, наиболее активные из них встретились в Растопуловке и возродили коллектив. В репертуаре — музыкальные спектакли, воссоздающие старинные ногайские обычаи. Сейчас ставят свадебный обряд «кыз озату» — проводы невесты. Со своими программами ансамбль выступал на форумах и фестивалях в Чебоксарах и Адыгее, Волгограде и Атырау. С костюмами и поездками помогает глава сельсовета Мансур Фаридович Сапаров.

Все, что помнят и знают сами, стараются передать новому поколению. Рифхат Абдулвахитович учит родному языку своих внуков.

А еще они рассказывают детям, внукам, а сегодня и нам, гостям, все то, чему учили их бабушки и дедушки — бытовым законам, житейской ногайской мудрости. Например, что нельзя переходить дорогу перед близко идущим мужчиной: надо подождать, пока он пройдет. Это не примета — это уважение к мужчине, к старшему.

Праздники

Народные гулянья, состязания и праздники у ногайцев являются важной составной частью общественной этнической культуры. В юртовских селах в марте праздновался Амиль байрам, в это же время особым торжеством у карагашей отмечался выход на кочевку. Среди любимых народных состязаний — конные скачки «ат шабыс» и борьба «кураш» или «бергебыр» («борьба один на один»).

Обычаи

У ногайцев распространен культ святых мест (могил) — «аулья». Ранее они поклонялись древнему святилищу Джигит-адже, расположенному в черте городища золотоордынской столицы Сарай-Бату. Для юртовцев почитаемой была могила, расположенная на кладбище поселка Мошаик, приписываемая легендарному прадеду основателя Ногайской Орды бия Эдиге — «Баба-Тукли-Шашлы-адже». У карагашей образовалось собственное «аулья» — «Сеит-баба Хужатайлы (Ходжетаевский)», за селом Малый Арал, посвященное реально жившему в давнюю пору мудрому и доброму человеку.

Никто не хотел уезжать

Рафаэль Хамитович Иманалиев показывает фотографии на стене:

Рафаэль Хамитович был председателем колхоза «Ленинский путь» в Сеитовке. Но это после. А в 1954 году, после седьмого класса, пошел работать. Старший брат служил в армии, остальные братья-сестры учились в школе, родителям было трудно. Работал в противочумной станции, потом паромщиком. В 16 лет, по законам того времени, пошел работать в колхоз. Образование получал без отрыва от производства: сначала ПТУ, потом астраханский сельскохозяйственный техникум, волгоградский институт. Был депутатом райсовета, делегатом XXVII съезда КПСС. И сейчас, несмотря на недавно отпразднованный юбилей — 80 лет, — он депутат сельского совета, председатель местного совета ветеранов, или, как его уважительно называют, председатель старейшин села Растопуловка.

Уже 20-25 лет переселенцы из защитной зоны живут в Растопуловке. Но родная земля не отпускает, тревожит память. На стене у Рафаэля Хамитовича — картина, где изображен его дом в Сеитовке.

А Рифхату Мурзалиеву недавно приснился родной Айсапай. Проснувшись, он нарисовал его: забор, речка, понтон, который поставил по просьбе жителей тогдашний глава Астраханьгазпрома Виктор Щугорев.

Орден и слезы

Райсе Хасановне Нуралиевой шел четвертый год, когда отец ушел на фронт. Когда однажды мама обняла ее и стала плакать, малышка не поняла, в чем дело. Потом, будучи уже постарше, нашла на чердаке портсигар, а в нем — бумагу, в которой было написано, что старший сержант Кильдемуратов Хасан Баймухамедович награжден орденом Отечественной войны II степени. Прочитала — и убрала обратно. И только через много лет она поняла, о чем говорила та бумага. И поехала в военкомат, чтобы получить награду своего отца. В 2006 году ей прислали орден.

Райса Хасановна прожила долгую и славную жизнь. Помнит голод и тяжесть послевоенных лет. Работала в колхозе, на Газпроме. Вырастила пятерых сыновей. У нее 13 внуков и шесть правнуков. 27 лет трудового стажа, а с уходом за детьми — 37. Ветеран труда, имеет медаль Материнства. Но главная ее гордость — отцовский орден, говоря о котором, она не может сдержать слез.

И добавляет:

Ногайский просветитель

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения ногайского просветителя и ученого, астраханца по происхождению Абдул-Хамида Шаршенбиевича Джанибекова.

Где в Астраханской области живут ногайцы

Его деятельность неразрывно связана с идеями национального возрождения ногайского народа. Он был собирателем устного народного творчества ногайцев, воспитателем первых учительских кадров для национальных школ, одним из создателей новой ногайской письменности, первых букварей и книг для чтения, грамматики родного языка, русско-ногайских словарей. Главным его трудом является четырехтомник «Соьз казнасы» («Сокровищницы слов»), изданный уже после его смерти.

В рамках празднования 140-летия со дня рождения ногайского просветителя в Астрахани проводится множество мероприятий, в том числе традиционные Джанибековские чтения, а также запланировано открытие памятника Джанибекову по проекту ногайского скульптора Кошали Зарманбетова и архитектора Абдурахмана Махмудова. Он будет установлен на набережной Приволжского затона — рядом с домом, где родился ногайский просветитель.

Как приготовить вкусный бурек

Где в Астраханской области живут ногайцы

Тесто для сары буреков, баурсаков:
1 л молока, 1 пачка сливочного масла (или сливочного маргарина), 2 яйца, 1,5 ст. л. соли,

3 ст. л. сахара, 2 пакета 11 г дрожжи, 1,8 кг муки

Начинку для сары буреков делают сладкую — например, из изюма, предварительно залив

его кипяченой водой на час для набухания.

Для булочек, пирожков:
Молока — 1 стакан, дрожжи — 1 пакет 11 г, сахар — 2 ст. л., масло — 40 г,
яйцо — 1 шт., мука — 400 г, соль — 1 ч. л.

Источник

Поделиться: