Строительная индустрия и ее структура

Строительная индустрия и ее структураСтроительная индустрия и ее структура.

Строительство — это отрасль материального производства, осуществляющая возведение и реконструкцию зданий и сооружений различного назначения. Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания, сооружения и другие объекты. Высокоразвитую материально-техническую базу строительства принято подразделять на три звена: строительно-монтажное, промышленно-производственное и инфраструктурное. Промышленно-производственное звено составляет индустриальную основу прогрессивного развития материально-технической базы, а следовательно, и всего строительного комплекса. Это звено обеспечивает строительное производство необходимыми материальными ресурсами — строительными материалами, изделиями и конструкциями. Рассмотрим более подробно структуру промышленнопроизводственного звена материально-технической базы строительной индустрии. Структурная схема, показывающая сложные взаимосвязи отдельных элементов строительной индустрии, представлена в таблице приложения А. Осуществление задач, стоящих перед строительством, возможно лишь при резком повышении роли интенсивного фактора в развитии строительного производства. Практически это должно проявиться в увеличении объемов выпусков отдельных видов строительных материалов, изделий и конструкций; работ, выполняемых за счет роста производительности труда; сокращения продолжительности возведения объектов с доведением ее до нормативной; значительном повышении качества сдаваемых в эксплуатацию зданий и сооружений.

Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций, являющаяся важной составляющей строительной индустрии, имеет основные черты промышленности и одновременно обладает особенностями, отражающими специфику отрасли строительства. Рассматриваемая отрасль занимает одно из первых мест по материало- и трудоемкости, потреблению энергии и по грузоперевозкам среди других отраслей. В ряде отраслей промышленности строительных материалов, например, в производстве синтетических материалов, наибольший удельный вес занимают расходы на сырье и материалы — около 80%, наоборот, в промышленности строительной керамики, нерудной промышленности относительно высок удельный вес затрат на заработную плату (от 30 до 40%). Предприятия строительной индустрии потребляют около 8% всех энергетических ресурсов промышленных отраслей народного хозяйства, а перевозки сырья и готовой продукции составляют около 20% всего объема перевозок по этим отраслям. При этом часть готовой продукции (изделий и конструкций) менее транспортабельна, чем сырье, которое перевозится обычными транспортными средствами, например, самосвалами с полным использованием их грузоподъемности. Энергетические затраты при изготовлении строительных материалов, изделий и конструкций колеблются в широком диапазоне. Материалы, требующие обжига, топливоемки, например, на 1 т цемента расходуется 200 кг условного топлива, на 1000 шт. кирпича — 250 кг и т. д. Производство изделий, конструкций и монтажных заготовок связано со значительно меньшими затратами топлива. Так, на 1 м3 (2,5 т) бетонных изделий требуется 250—300 кг условного топлива. Потребителями продукции являются строительные организации, а следовательно, и потребности в этой продукции возникают во всех регионах страны, где ведется капитальное строительство. Отсюда к особенности размещения предприятий этой отрасли относится необходимость удовлетворения потребности в продукции по всей территории страны при тех ограничениях, которые накладываются транспортабельностью и грузоемкостью продукции и сырьевых материалов. Крупные экономические районы располагают необходимыми сырьевыми ресурсами для создания производства почти всех основных строительных изделий и конструкций. Кроме того, при этом могут использоваться отходы и побочные продукты других производств: золы, шлаки, пустые породы после добычи руды, отходы камнепиления и камнедробления и другого. Технологическая гибкость нерудного минерального сырья позволяет организовать выпуск из одного сырья различных строительных изделий и конструкций, т. е. комплексно использовать сырье или одновременно добывать несколько видов сырья. Это создает условия для организации практически в каждом районе производства массовых видов строительных материалов, изделий и конструкций с использованием местного сырья. Во всех случаях предприятия следует размещать с учетом возможности получения необходимого количества топлива и электроэнергии. Конечной продукцией строительного производства являются законченные и сданные в эксплуатацию строительные объекты, качество которых предопределяется нормативными документами, проектными решениями, обеспечивается на всех стадиях производственного процесса и проявляется при эксплуатации объектов. В сферу строительного производства входит сложный производственный комплекс: добыча сырья, изготовление материалов, изделий, конструкций, возведение строительных объектов. На каждой из этих стадий производится своя продукция, которая по отношению к законченному объекту будет начальной или промежуточной. Так, продукция завода, изготавливающего изделия или конструкции, является промежуточной для строительного процесса в целом, а для самого завода она будет условно-конечной продукцией, поскольку завод отчитывается за ее производство и сдает потребителю. Качество этой продукции определяется требованиями потребителя — последующего звена производства, в котором эта продукция будет использована. Например, для завода изготавливающего керамзит, качество его условно-конечной продукции (керамзитового гравия или песка) определяется требованиями, предъявляемыми потребителем продукции — заводом стеновых материалов. Но поскольку производственная цепочка заканчивается конечной продукцией строительного производства — зданием, то качество всех видов промежуточной продукции так или иначе обусловливает качество конечной продукции. Однако прямой зависимости здесь нет. В ряде случаев пониженное качество промежуточной продукции компенсируется на одной из последующих стадий производства и не отражается на качестве здания или сооружения. Например, если на завод сборного железобетона поступил цемент пониженной марки, то завод продолжает выпускать изделия с заданной маркой бетона, т. е. сохраняет потребительские свойства изделия за счет перерасхода цемента или реализации других технологических решений. Таким образом, существует зависимость, объединяющая в единую совокупность качество конечной и всех видов промежуточной продукции строительного производства. Эта совокупность должна рассматриваться как нечто целое, а ее внутренние взаимосвязи устанавливаются при исследовании механизма образования качества возводимых зданий и сооружений. Повышение качества любой продукции в конечном счете должно способствовать достижению народнохозяйственного результата — увеличению национального дохода. Однако далеко не всегда это может быть выражено количественно. В ряде случаев повышение качества продукции приводит к прямому экономическому эффекту: увеличение ресурса транспортного устройства позволяет снизить затраты на перемещение грузов за счет уменьшения амортизационных отчислений; повышение марки цемента — затраты на изготовление железобетонных изделий за счет уменьшения количества вяжущего в составе бетона; повышение долговечности (или надежности) фасадной облицовки дома способствует сокращению расходов на ремонт фасада и т. д. В этих случаях экономический эффект от повышения качества продукции поддается расчету. В других случаях такой прямой зависимости не существует. Так, для достижения социального эффекта приходится производить дополнительные затраты, удорожать продукцию. Например, повышение качества проектных решений жилых, общественных зданий, школ и больниц, связанное с удорожанием строительных объектов, не компенсируется доходами от их эксплуатации. Совершенно очевидно, что все социальные мероприятия, в том числе и достигаемые за счет повышения качества продукции, в конечном счете имеют экономический эффект: улучшаются условия жизни, труда и отдыха людей, повышаются производительность их труда, общий культурный уровень и квалификация, уменьшаются потери рабочего времени и т. д. Однако подсчитать этот эффект, особенно для каждого конкретного случая, не представляется возможным. Экономика повышения качества, если имеется в виду достижение социального эффекта, будет заключаться в минимизации соответствующих затрат при достижении заданного социального эффекта. Может быть поставлена и несколько другая задача: определить возможность повышения качества продукции (например, улучшения планировки квартир) исходя из возможности выделения дополнительных средств на эти мероприятия. Таким образом, повышение качества строительной продукции на всех этапах производства — важнейшая задача, стоящая перед строителями и работниками промышленности строительных изделий и конструкций. Успешное решение этой задачи позволит ускорить научно-технический прогресс не только в капитальном строительстве, но и в других отраслях народного хозяйства. Общая задача, стоящая перед предприятиями в области обеспечения качества продукции, — обеспечение условий для достижения поставленных перед материальным производством целей с наилучшими технико-экономическими показателями, а именно, выпуск продукции заданного качества (отвечающего требованиям нормативных документов) при соблюдении ограничений по затратам трудовых и материальных ресурсов, комплектности и сроков поставки продукции потребителю и других условий. Стохастический характер материального производства приводит к вероятности возникновения дестабилизирующих внешних воздействий на производственный процесс, и, в свою очередь, к нарушениям в ходе процесса, а следовательно, к созданию условий для образования дефектов — нарушению требований к качеству продукции. Задача управления качеством — сведение к минимуму последствий этих нарушений. В настоящее время оказались недостаточными отдельные решения и мероприятия, направленные на частичное совершенствование продукции. Потребовался комплексный подход, который охватывал бы экономические, социальные, организационные и технические аспекты этой проблемы. Стали создаваться системы управления качеством. В процессе производства происходят физический износ и моральное старение основных фондов. Физический износ связан с исчерпыванием ресурса работы фондов (оборудования, зданий и другого). Моральное старение основных фондов не зависит от этого ресурса, оно отражает влияние прогресса техники за период службы основных фондов на целесообразность их дальнейшего использования. Происходит совершенствование технологических процессов и оборудования, создаются более эффективные процессы и более производительные машины. Наступает время, когда эксплуатация старого, установленного на предприятиях оборудования становится нецелесообразной. Новая технология, новое оборудование часто требуют других помещений по габаритам, типам несущих и ограждающих конструкций, инженерному оборудованию. В этих случаях замена устаревшего оборудования новым будет сопровождаться перестройкой зданий и сооружений. Работоспособность оборудования или способность здания выполнять свои функции поддерживается в течение времени их службы двумя группами мероприятий. Первая группа — техническое обслуживание и текущий ремонт, выполняемые по специальному плану и графику, которые разрабатываются для каждого вида оборудования. При этом не нарушается нормальный ритм работы оборудования, поскольку эти мероприятия выполняются в обеденный перерыв, нерабочую смену или выходные дни. Затраты на проведение текущего ремонта и обслуживание финансируются за счет цеховых накладных расходов. Вторая группа — капитальный ремонт, т. е. восстановление эксллуатационных качеств фондов, производится в плановом порядке через относительно большие промежутки времени. При капитальном ремонте осуществляются замена отдельных частей машины, смена перекрытий в зданиях и т. п. Выполнение таких работ требует нарушения ритма работы оборудования, его демонтажа, полного или частичного исключения помещений из эксплуатации и т. п. Капитальный ремонт не способен полностью восстановить эксплуатационные качества фондов. Через определенные промежутки времени с несколькими капитальными ремонтами основные фонды приходят в состояние, когда проводить следующий капитальный ремонт нецелесообразно. По объемам работ и стоимости капитальный ремонт становится сопоставимым с приобретением нового оборудования, которое отвечает современному уровню технического прогресса и будет надежнее в работе. Этот промежуток времени можно считать сроком физического износа данного вида основных фондов. Моральный износ основных производственных фондов, как правило, наступает раньше физического и в конечном счете определяет сроки службы фондов. Всевозрастающие темпы технического прогресса неизбежно приводят к сокращению сроков морального износа основных фондов. В разных отраслях промышленности структура основных фондов существенно отличается. Основные фонды подразделяются на активные и пассивные. К активным основным фондам относятся рабочие машины, оборудование, инструменты, приборы, двигатели, т. е. фонды, непосредственно участвующие в производственном процессе. Основные фонды, не принимающие непосредственного участия в производственном процессе, но создающие необходимые условия для его осуществления, т. е. здания, инвентарь, некоторые виды сооружений и другое, относятся к пассивным основным фондам. На предприятиях строительных деталей и железобетонных конструкций к активной части основных фондов относится бетоносмесительное и формовочное оборудование, машины для изготовления арматуры, различное транспортное оборудование, металлические формы, краны и т.

д. В среднем активная часть занимает 35—50% всех основных фондов. Вместе с тем, доля активной части основных фондов колеблется в ту или другую сторону в зависимости от величины предприятия, от уровня организации и специализации производства и ряда других факторов. На небольших предприятиях удельный вес оборудования в стоимости основных фондов составляет 25%, на средних заводах 30— 35%, на крупных специализированных — до 50%. Улучшение структуры основных фондов за счет совершенствования и правильного выбора оборудования и технологии производства, а также проектных решений является важным резервом повышения показателей использования основных фондов и эффективности капиталовложений в промышленности строительных деталей и железобетонных конструкций. Основой правильной оценки эффективности использования основных производственных фондов как в целом по промышленности, так и по отдельным предприятиям является методически правильно разработанная система показателей. Наиболее распространенным обобщающим показателем, характеризующим степень использования основных фондов, является фондоотдача, представляющая собой отношение произведенной продукции в стоимостном (валовая, товарная, нормативная чистая продукция) или натуральном (условно натуральном) выражении к среднегодовой балансовой стоимости основных производственных фондов. Другим обобщающим показателем является фондовооруженность, которая рассчитывается делением балансовой стоимости основных производственных фондов на численность промышленно-производственного персонала. Кроме обобщающих показателей эффективности основных производственных фондов для анализа используется ряд других. К ним относятся показатели: структуры основных фондов (соотношение их активной и пассивной частей, стоимости основных фондов основного и вспомогательного производств и другое); наличия и движения основных производственных фондов — коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент прироста основных фондов и другое; состояния основных производственных фондов (степень износа, удельный вес групп оборудования по возрастной характеристике и т. д.). Эти показатели дают возможность полнее охарактеризовать состояние и использование основных производственных фондов с тем, чтобы своевременно принимать решения на всех уровнях управления с целью повышения эффективности работы предприятия. Например, еще несколько лет назад средний срок службы активной части основных производственных фондов был около 20 лет, в настоящее время он приближается к 12— 15 годам, и стоит задача доведения его в ближайшие годы до 8-10 лет. Основными направлениями улучшения использования основных производственных фондов являются: реконструкция и техническое перевооружение предприятий, увеличение активной части основных фондов; ускорение ввода в действие новых фондов, быстрое достижение их проектной мощности; совершенствование структуры парка оборудования, замена и модернизация устаревших станков, машин и аппаратов; повышение производительности каждой единицы оборудования на основе технического прогресса, применения прогрессивной технологии, совершенствования производства и труда, распространения передового опыта. Расчеты Научно-исследовательского института экономики строительства Госстроя России, произведенные применительно к производству различных видов сборного железобетона, а также изучение и обобщение опыта развития промышленности и проектных работ позволили выявить степень влияния концентрации и специализации на снижение себестоимости продукции и удельных капитальных вложений. При укрупнении предприятий с 20 до 200 тыс. м3 (в условиях сложившейся структуры производства) себестоимость продукции снижается в среднем на 26—39%. Дальнейшее укрупнение предприятий на современном уровне технологии и организации производства, как правило, не дает существенного экономического эффекта.

В отдельных отраслях промышленности расходы по перемещению в процессе производства сырья, материалов, полуфабрикатов и изделий имеют значительный удельный вес в себестоимости продукции. В этих случаях такие расходы могут выделяться из состава расходов по содержанию и эксплуатации оборудования в самостоятельную статью «Внутризаводские перемещения материалов, полуфабрикатов и продукции». Промышленность сборного железобетона характеризуется смешанной структурой затрат на производство и среди обрабатывающих отраслей тяжелой индустрии отличается относительно высокой трудо- и материалоемкостью продукции. При этом в себестоимости продукции специализированной промышленности удельный вес заработной платы, топлива, энергии, а также прочих затрат в 1,2—1,3 раза ниже, чем в среднем по отрасли. В зависимости от конструктивной сложности изделия, применяемых материалов, технологии, масштабов производства и степени заводской готовности себестоимость 1 м3 сборного железобетона колеблется в пределах 10 раз. При этом разные конструкции различаются не только общей себестоимостью, но и ее структурой. Наряду с особенностями отдельных изделий и технологии изготовления структура себестоимости отражает и уровень организации производства на различных предприятиях. Так, при выпуске более сложных и трудоемких изделий доля затрат на заработную плату основных рабочих, обслуживание и управление производством возрастает с 22 до 45% при соответствующем снижении удельного веса стоимости материалов. Характер изделий также существенно влияет на структуру потребляемых материалов. Например, доля арматурного металла в полной себестоимости, в среднем составляющая 20%, может колебаться в пределах 10—35%. По мере развития промышленности сборного железобетона снижение себестоимости его производства приобретает все большее значение. При современных масштабах производства каждый процент снижения себестоимости.

сборного железобетона обеспечивает экономию более 60— 70 млн руб. в год. .• При планировании себестоимости учитываются непрерывное усложнение конструкций, конфигурация изделий, расширение использования различных видов сырья и материалов при одновременном росте разнообразия выпускаемой продукции. Это влияет на изменение средней себестоимости и цены изделий. Для правильного, экономически обоснованного определения уровня затрат плановым органам необходим обширный объем информации об условиях производства, которой они не всегда располагают. Уровень издержек производства зависит от большого числа факторов и может меняться в довольно широких пределах. Отсюда появляются возможность составления большого числа вариантов плана и сложность выбора оптимального уровня себестоимости. Эти трудности предопределяют выбор методики планирования себестоимости. Наиболее целесообразно применение косвенных методов счета. Совершенствование планирования себестоимости непосредственно связано с определением экономической эффективности технического прогресса. Анализ деятельности предприятий по производству строительных изделий и конструкций и эффективности различных направлений внедрения новой техники свидетельствует о том, что экономический эффект от мероприятий по механизации и автоматизации может достигать 55% общего размера экономии. Величина эффекта, получаемого за счет внедрения прогрессивных типов конструкций, составляет 21%, научной организации труда — 7, внедрения новых машин и механизмов — 5% суммарной экономии, образующейся за счет технического и организационного совершенствования производства. Уменьшение себестоимости приводит к увеличению прибыли, ускорению темпов расширенного воспроизводства и служит базой для снижения оптовых и розничных цен и стоимости строительства. К решающим факторам уменьшения себестоимости относится также снижение материалоемкости продукции при неуклонном повышении ее качества.

В строительстве снижение затрат на конструкции и материалы, составляющих свыше 2/з стоимости объектов, позволяет при той же сумме выделенных капитальных вложений построить большее число объектов. В промышленности строительных изделий и конструкций накоплен значительный опыт планирования снижения себестоимости за счет совершенствования технологии, специализации и улучшения организации производства, сокращения затрат сырья, материалов, топлива и электроэнергии, улучшения организационной структуры предприятий и т. д. Для отдельных видов изделий показатели влияния концентрации и специализации колеблются в зависимости от структуры себестоимости, особенностей технологии и организации производства, состава основных фондов. Наиболее существенно себестоимость и фондоемкость производства снижаются на предприятиях крупнопанельного домостроения, а также на узкоспециализированных заводах с массовым выпуском некоторых видов однородных изделий (панели перекрытий и другое). Менее ярко выражен процесс снижения себестоимости при укрупнении заводов по выпуску конструкций для промышленного строительства, опор ЛЭП и других изделий, отличающихся большим расходом арматуры и закладных деталей. Снижение себестоимости продукции при укрупнении предприятий достигается по всем ее слагаемым, но главным образом за счет условно-постоянной части расходов, что непосредственно отражает влияние концентрации. Следует обратить внимание, что концентрация производства сборного железобетона происходит преимущественно за счет увеличения среднего числа пролетов технологических линии, действующих на предприятии, а не за счет увеличения среднегодовой производительности технологических линий. Уровень их использования остается неизменным в течение длительного периода. Повышение роли интенсивных факторов в развитии отрасли, увеличение единичной мощности технологического оборудования позволят полнее использовать преимущества концентрации производства и создадут экономические предпосылки для расширения границ рационального укрупнения предприятий.

Использование экономических преимуществ концентрации и специализации позволяет расширить радиус обслуживания строительства железобетонными изделиями и на этой основе использовать современную заводскую организацию производства в условиях не только сосредоточенного строительства, но и рассредоточенной застройки. Условиями наиболее полного использования экономических преимуществ специализации являются не только отраслевая, но и межотраслевая унификация конструкций, органическая взаимоувязка каталогов по отраслям строительства, обеспечивающая реализацию принципа взаимозаменяемости изделий. Унификация представляет собой приведение железобетонных деталей и конструкций по геометрическим характеристикам к единому модульному ряду. Такое решение позволяет разрешить противоречие между индивидуальным характером промышленного производства и необходимостью создавать и строить здания с индивидуальными архитектурными решениями. Переход к строительству зданий и сооружений массового назначения по проектам с ограниченной номенклатурой деталей устранит необходимость частой реконструкции цехов и технологических линий, сэкономит много металла, расходуемого на изготовление парка форм, сократит потери при освоении новых марок и типоразмеров железобетонных изделий. Таким образом, резервы дальнейшего роста специализации промышленности сборного железобетона еще значительны. Обобщая указанное, можно назвать следующие основные направления развития специализации в отрасли: укрупнение предприятий и образование производственных объединений; дальнейшая унификация сборных железобетонных конструкций путем разработки территориальных каталогов, содержащих оптимальную номенклатуру для осуществления типовых проектов; совершенствование технологического оборудования по производству сборного железобетона в направлении максимального использования площадей и грузоподъемности формующего оборудования, форм-ва- гонеток и объема камер термообработки.

* развитие специализации вспомогательных и подсобных производств. Проблема специализации вспомогательных и подсобных служб особенно актуальна для промышленности сборного железобетона. На большинстве предприятий отрасли имеются собственные механические, электромеханические, паросиловые, ремонтно-строительные и транспортные цехи, в которых занято около 40% численности работающих. Указанные вспомогательные службы, как правило, характеризуются небольшим объемом производства, низкой организацией транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, слабой оснащенностью механизмами, неукомплектованностью кадрами. Специализация указанных служб обеспечит существенное повышение технико-экономических показателей работы промышленности. Специализация производства требует четкой системы кооперации предприятий, т. е. организации длительных производственных связей между предприятиями сборного железобетона и промышленности строительных материалов, а также между заводами и строительными организациями. Специализация производства усиливает производственные связи между предприятиями и отраслями, между промышленным и строительным производствами, приводит к развитию производственного кооперирования. Кооперирование — это одна из экономических форм организации промышленного производства, выражающаяся в установлении длительных производственных связей между специализированными предприятиями, отраслями и строительными организациями, совместно изготовляющими определенную промышленную или строительную продукцию.

Поделиться: