Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010 2014 годы Паспорт

Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010 2014 годы ПаспортПрограмма по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010 2014 годы Паспорт.

Увеличение валовой добавленной стоимости в строительной индустрии не менее чем на 76.

Увеличение доли отечественного производства строительных материалов до 80.

Увеличение производительности труда на производствах строительных материалов до 63 000 долларов США на человека.

^ Источники и объемы финансирования.

На реализацию Программы в 2010 – 2014 годы будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, средства Институтов развития, а также частные внутренние и зарубежные инвестиции.

Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан народу Казахстана, данным на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая 2009 года, с Планом мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, утвержденным распоряжением Президента Республики Казахстан от 2 июня 2009 года № 326.

Программой предусматривается принятие мер, направленных на создание благоприятных условий для формирования в Казахстане устойчивой высокой культуры строительства, повышения качества и безопасности строительной продукции на комплексное решение проблемы развития жилищного строительства, обеспечивающего доступность жилья широким слоям населения, дальнейшее развитие производства эффективных, экологически чистых стройматериалов и внедрение новых технологий.

В данной программе под понятием строительной индустрии подразумевается: реформирование системы технического регулирования строительной отрасли, совершенствование территориального планирования регионов и градостроительное развитие населенных пунктов, совершенствование системы сметного ценообразования в строительстве с участием государственных инвестиции, развитие промышленного и гражданского строительства.

3. Анализ текущей ситуации.

3.1. Количественные и качественные характеристики.

Дальнейшее развитие строительной отрасли, а также повышение безопасности и качества строительной продукции в современных условиях являются ключевыми экономическими и политическими задачами государства. Строительный комплекс оказывает огромное влияние на экономику страны в целом и, что не менее важно, на положение в социальной сфере.

Строительство имеет свои характерные особенности, отличающие его от других отраслей и диктующие необходимость специфических форм организации и управления строительным производством. Это – неповторимость объектов строительства, стационарный характер строительной продукции, многообразие участников строительного процесса, относительно медленная оборачиваемость капитала и высокая степень риска.

Современные требования к качеству строительства промышленных и гражданских зданий и сооружений предопределяют применение новых и эффективных строительных материалов, соответствующих мировым стандартам.

^ 3.2. Анализ инвестиционной и строительной деятельности в Республике Казахстан.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике по итогам 2009 года объем инвестиций в основной капитал составил 4 546,9 млрд. тенге, что на 2,1% выше уровня предыдущего года.

Освоение объемов строительно-монтажных работ составило 1 825,7 млрд. тенге или 86,8% к предыдущему году.

На жилищное строительство направлено 290,4 млрд. тенге и сдано в эксплуатацию 6,4 млн. кв. метров общей площади жилых домов или 93,4% к предыдущему году.

По оперативным данным Агентства Республики Казахстан по статистике за прошлый год доля строительства в общем объеме ВВП составила 8.

Таблица 1. Инвестиционная и строительная деятельность в Республике Казахстан за 2005 – 2009 годы.

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

*- Приведены оперативные данные.

^ 3.3. Анализ состояния технического регулирования в строительстве.

В период с 1992 года по настоящее время нормативно-техническая база Республики Казахстан формируется по двум основным направлениям.

первое – разработка нормативной документации в рамках участия стран содружество независимых государств в работе Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (далее – МНТКС). При этом, приняты и введены в действие 253 норматива.

второе – разработка и переработка нормативной документации силами отечественных научно-исследовательских и проектных организаций за счет средств республиканского бюджета. Разработаны и введены в действие – 440 нормативов.

В настоящее время действует 2225 документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, в том числе СНиП-273, СН-294, СП-28, РДС-112, ГОСТ-635.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании» приняты более 20 технических регламентов в области архитектуры, градостроительства и строительства, устанавливающие обязательные, минимально необходимые требования безопасности строительной продукции.

Необходимость реформирования системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан вызвана следующими обстоятельствами.

стремлением Казахстана интегрироваться в мировую экономическую систему посредством гармонизации систем и процессов с практикой экономически развитых стран мира.

требованием к участникам международной торговли соблюдать принципы и положения всемирно-торговых организации в области технического регулирования.

устаревшими методами и традициями государственного надзора и контроля, не отвечающими условиям современной рыночной экономики, потребностям субъектов технического регулирования.

необходимостью повышения культуры строительства, которая бы обеспечивала высокое качество и безопасность объектов недвижимости на территории Республики Казахстан.

Предыдущие попытки реформирования системы технического регулирования не обеспечили возможность строительной отрасли Республики Казахстан органично интегрироваться в мировую экономическую систему.

Реформа 1990-х годов не предусматривала структурные преобразования, в результате чего ее эффект имел ограниченный характер на систему технического регулирования строительной отрасли.

Вступивший в силу в 2004 году Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» имел целью реструктуризацию нормативной базы страны с целью устранения технических барьеров в торговле, в том числе в области строительства. Однако ожидаемый эффект не был достигнут в силу ряда объективных причин, в том числе.

не был заблаговременно изучен, проанализирован, и обобщен опыт технического регулирования в строительстве экономически развитых стран, что выразилось в отсутствии надежных ориентиров, стройной концепции и стратегии реформирования технического регулирования, критериев оценки эффективности реформы.

конечная продукция строительной деятельности была ошибочно приравнена к продукции массового промышленного производства под лозунгом обеспечения единства правил по установлению требований к продукции.

правовое и организационное несоответствие Законов Республики Казахстан «О техническом регулировании» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.

реформой не были затронуты ключевые аспекты оценки соответствия, включая проверку проектной документации, как условия выдачи разрешения на строительство, порядок и процедуры инспекционной проверки объектов в процессе их создания, приемки, и эксплуатации; лицензирование профессиональной деятельности субъектов технического регулирования как условия обеспечения качества и безопасности строительной продукции, и прочие аспекты.

не были созданы условия для обеспечения независимости органов по аккредитации и сертификации и признания результатов испытаний и сертификации, широко применяющихся в мире систем оценки и подтверждения соответствия.

В 2009 году Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства была проведена подготовительная работа с привлечением зарубежных и казахстанских экспертов, в результате чего был.

изучен зарубежный опыт технического регулирования в строительстве ряда экономически развитых стран (Австралия, Великобритания, страны Европейского Союза, Канада, Новая Зеландия, США) и опыт адаптации модельных строительных норм и правил на примере Нью-Йорка, Абу-Даби и Саудовской Аравии.

обобщен и проанализирован отечественный опыт технического регулирования.

дан обзор существующей нормативной базы строительной отрасли.

На основе результатов исследований.

выявлены общие принципы и черты, присущие всем системам технического регулирования экономически развитых стран.

определены несогласованности действующей системы технического регулирования строительной отрасли Казахстана с аналогичными системами экономически развитых стран.

рекомендовано осуществить поэтапный переход от предписывающего метода нормирования к прогрессивному параметрическому методу.

Реформа технического регулирования в строительстве должна.

соответствовать интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического развития строительной отрасли.

привести строительное законодательство и нормативные технические документы в области технического регулирования в соответствие с зарубежными аналогами, применяющимися в экономически развитых странах.

включать такие аспекты строительной отрасли, как профессиональное образование, непрерывное профессиональное обучение и повышение квалификации кадров, лицензирование специалистов, страхование профессиональной ответственности, нормирование и стандартизация, импорт/экспорт строительных материалов и изделий, ресурсосбережение, энергосбережение, правоохранительная деятельность и другие.

предусматривать реформирование не только нормативной базы строительной отрасли, но и всех других системных компонентов технического регулирования в комплексе.

затрагивать другие отрасли и виды деятельности, оказывающие влияние на строительную отрасль или подверженные влиянию строительной отрасли.

проводиться на основе четко сформулированной стратегии и иметь конкретные цели и критерии оценки их достижения.

Анализ показал, что качество проектирования остается низким вследствие недостатка квалифицированных специалистов и слабой производственной и научно-технической базы.

Это подтверждается низким качеством проектов, поступающих в Республиканскую государственную предприятию «Госэкспертиза». В 2009 году в Республиканскую государственную предприятию «Госэкспертиза» было рассмотрено 11 818 единиц предпроектной и проектной документации на строительство, из них 48% не соответствовали требованиям государственных строительных норм и правил, и были возвращены на доработку. При этом в проектах выявлены более 326 тысяч различных недоработок и отклонений от норм проектирования.

Наиболее характерными ошибками или нарушениями являются: недостоверность определения стоимости строительства (48,36%), недоработки в решениях по инженерному обеспечению (20,04%), необеспеченность требуемой надежности и прочности строительных конструкций и материалов, недоработки в объемно-планировочных и архитектурных решениях (20,93%), недостаточность или отсутствие необходимых исходных материалов, отсутствие обязательных согласований и технических условий.

Общая заявленная сметная стоимость строительства во многих проектах оказалась завышенной и была снижена Госэкспертизой на 605 млрд. тенге, в том числе по проектам, финансируемым за счет государственных инвестиций – на 517 млрд. тенге.

В связи с этим одной из первоочередных задач является усиление ответственности проектных организаций, которые допускают грубые нарушения при разработке проектов, вплоть до лишения их лицензии.

С целью значительного сокращения сроков проектирования и затрат внедрена практика применения типовых проектов. Разработаны и утверждены типовые проекты для отдельных объектов образования, здравоохранения и спорта. Вместе с тем, отсутствуют типовые проекты для других сфер экономики, что связано с недостаточным финансированием.

В соответствии с паспортом республиканской бюджетной программы 014 «Совершенствование нормативно-технических документов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» разработаны и утверждены в 2008 году — 35 единиц и в 2009 году — 28 единиц типовых проектов.

Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «О строительстве 100 школ и 100 больниц», данном в Послании народу Казахстана 28 февраля 2007 году и в соответствии с распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан К.К. Масимова от 26 марта 2007 года № 67-р в 2008 году разработаны 12 типовых проектов школ и 15 типовых проектов объектов здравоохранения.

Требуются принципиально новые подходы к стимулированию надлежащего качества проектной продукции и развития базы типового проектирования.

В настоящее время органами государственного управления, осуществляющими регулирование, а также выполняющими контрольно-надзорные функции в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, являются.

Правительство Республики Казахстан.

уполномоченный государственный орган.

иные центральные исполнительные органы в пределах их специальных полномочий по вопросам, являющимся смежными с архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью.

местные исполнительные органы в пределах их специальных полномочий.

С начала 2005 года, контрольные функции государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования, ранее осуществляемые Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли и его бывшими территориальными подразделениями, были переданы местным исполнительным органам.

Контроль за архитектурно-градостроительной деятельностью осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства, являющимися структурными подразделениями местных исполнительных органов.

Таким образом, местными исполнительными органами реализуются как исполнительные, так и контрольные полномочия, то есть осуществляют лицензирования, принимаются решения о строительстве, проверяется качество строительства и осуществляется приемка в эксплуатацию.

Указанные разграничения полномочий между уровнями государственного управления ослабили систему государственного архитектурно-строительного контроля за качеством строительной продукции, что привело к росту числа нарушений законодательства в сфере архитектуры, градостроительства и строительства.

Также, в рамках контроля за качеством строительства осуществляется технический надзор заказчика и авторский надзор разработчика проектной документации.

Но на сегодняшний день эти службы не всегда выполняют возложенные на них функции. Основными причинами являются привлечение некомпетентных специалистов и отсутствие персональной ответственности за выполняемые работы.

Данная деятельность является лицензируемой, но лицензионные требования не позволяют определить уровень профессиональной подготовки экспертов и поэтому, зачастую привлекаются некомпетентные лица. К примеру, на сегодняшний день на проведение экспертных работ и инжиниринговых услуг выдано порядка двух с половиной тысяч лицензий (2 494), учитывая, что лицензиатами являются в основном юридические лица, это составляет около десяти тысяч экспертов.

^ 3.4. Анализ территориального планирования и градостроительного развития регионов.

Развитие жилищного строительства и параллельно малого и среднего предпринимательства, изменение структуры застройки в сторону значительного увеличения доли малоэтажной застройки в городах и населенных пунктах, включая крупные города, коренным образом затронули вопросы территориального развития населенных пунктов, их инженерного обустройства, создание новых систем социального обслуживания.

Развитие населенных пунктов и межселенных территорий происходило на основании градостроительных проектов – схем и проектов районной планировки, генеральных планов, проектов детальной планировки и проектов застройки.

Разработанные в Казахстане в начале 80-х годов прошлого столетия градостроительные проекты не могли предусмотреть политических и экономических изменений. Процесс градостроительного развития в новых условиях потребовал иных решений регулирования градостроительной деятельности.

В настоящий период формируются новые методические подходы в разработке градостроительных проектов.

Градостроительные проекты из документов директивных становятся документами, регулирующими использование территории. При этом, сохраняется основная цель – создание благоприятной среды обитания человека, обеспечение устойчивого развития территорий областей и городов.

В Республике Казахстан градостроительное проектирование сохранило многоуровневую систему в зависимости от территориального положения объекта.

схема организации территории и расселения разрабатывается на территорию республики.

схемы и проекты комплексного планирования градостроительного развития территории разрабатываются, соответственно, на территории административных областей и районов.

генеральные планы и проекты планировки разрабатываются на территорию города, поселка и сельского населенного пункта.

Принятия решения о финансировании разработки генеральных планов и проектов планировки местными исполнительными органами привело к периоду некоторого затишья в разработке градостроительных проектов.

В настоящее время процесс разработки генеральных планов активизировался в областях.

За последние годы выполнен значительный объем работ по разработке и утверждению генеральных планов населенных пунктов республики. На сегодняшний день города Астана и Алматы, областные центры республики обеспечены генеральными планами, идет процесс создания новых руководящих документов для сферы архитектуры и градостроительства, строительных норм и правил.

Вносятся коррективы в нормативную базу градостроительного планирования. С одной стороны — идет создание более гибких систем градостроительного использования территории через систему градостроительного зонирования, с другой стороны — появляются новые механизмы регулирования градостроительного развития посредством Правил планировки и застройки для каждого города и населенного пункта, внедрения экономической оценки и экологического районирования территории с установлением дифференцированных платежей и налогов, создание свободных экономических зон.

В рамках реализации Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167, Агентству по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства поручено начать работы по разработке Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан в 2010 – 2014 годах.

Генеральная схема представляет собой градостроительную документацию, разработанную на основе научно-обоснованной концепции развития общегосударственной системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны, ее регионов и населенных пунктов.

Генеральная схема является постоянно действующим и регулярно обновляемым (актуализируемым) программным информационно — аналитическим документом, обосновывающим и определяющим основные направления государственной градостроительной политики.

Проект основных положений Генеральной схемы, прошедший в установленном порядке согласование и экспертизу, утверждается Правительством Республики Казахстан.

Настоящий период ознаменован широким переходом к использованию современных компьютерных технологий и систем информационных коммуникаций, без которых практически неосуществимо полноценное функционирование современных механизмов планировочного регулирования и реализация территориального развития.

Для информационного обеспечения градостроительной, архитектурной и строительной деятельности необходимо создание и ведение Государственного градостроительного кадастра.

Основной целью создания и ведения Государственного градостроительного кадастра является информационное обеспечение градостроительной, архитектурной и строительной деятельности соответствующего градостроительного пространства путем создания автоматизированной информационной системы управления градостроительной, архитектурной и строительной документацией соответствующего градостроительного пространства (автоматизированная информационная система государственного градостроительного кадастра, далее – АИС ГГК.

В условиях уже сложившейся системы кадастров и государственных баз данных, включая Государственную базу данных «Регистр недвижимости» в смежных отраслях: земельный и правовой кадастр в первую очередь, на всех этапах разработки проекта создания АИС ГГК, будут определена роль ГГК в системе кадастров Республики Казахстан для исключения дублирования регистрируемой информации путем создания эффективной системы информационного обмена.

Республиканский уровень обеспечивает систематизацию нормативно-технических документов, создание и ведение единой базы данных нормативно-технических документов в области архитектуры градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и передает в электронном виде на базовые и областные уровни для непосредственного распространения службами государственного градостроительного кадастра.

Принципиально структура вертикали ГГК Республики Казахстан должна включать три ранее определенных уровня.

областной, городской республиканского значения, столицы.

базовый (районный, городской областного подчинения.

Вертикаль структуры ГГК должна обеспечивать передачу информации (баз данных) ГГК по объектам учета низкого уровня всех из базового в областной и из областного, города республиканского значения, столицы на республиканский уровень, что кроме всего прочего позволит реализовать функции контроля за соблюдением законодательства.

Республиканский уровень, используя вертикаль ГГК, реализует функцию обеспечения нормативно-методологического регулирования деятельности местных исполнительных органов (областной и базовые уровни) в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а также систематизированным обеспечением областей, столицы и города республиканского значения материалами генеральной схемы организации территории Республики Казахстан и межрегиональных схем территориального развития.

Финансирование работ по созданию и ведению ГГК Республиканского уровня необходимо вести из средств республиканского бюджета, с постепенным переходом на самоокупаемость, по соответствующему решению Правительства.

Ключевой организационной структурой в реализации положений данной программы должен стать Республиканский центр Государственного градостроительного кадастра.

Республиканский центр ГГК необходим для координации работ по созданию, развитию, внедрению, сопровождению автоматизированной информационной системы государственного градостроительного кадастра, а также обеспечению своевременного и полноценного сбора архитектурно-градостроительной кадастровой информации в базы данных ГГК всех уровней.

Взаимодействие ИС ГГК с Государственными базами данных должно осуществляться на республиканском уровне.

Уполномоченным органом разработаны и обновлены руководящие документы по составлению Государственного градостроительного кадастра (ГГК), однако только в 8 городах (Астана, Алматы, Актобе, Атырау, Актау, Талдыкорган, Уральск, Караганда) ведутся ГГК соответствующего уровня. Финансирование разработки ГГК республиканского уровня предусмотрено в 2011 – 2012 годах, а создание и ведение ГГК областного и базового уровней осуществляются за счет местных бюджетов.

Поделиться: