«Говорит и показывает колония № 2». Астраханские заключенные создали свой телеканал

«Говорит и показывает колония № 2». Астраханские заключенные создали свой телеканал

На этой неделе астраханская исправительная колония № 2 — в центре внимания региональных и федеральных СМИ. Журналисты спешат в поселок Мошаик каждый день, ожидается приезд съемочной группы из столицы. «Виновники торжества» — группа из трех заключенных, которые пишут, снимают и монтируют передачи, транслируя их по кабельному каналу.

Уходил, чтобы возвращаться

ИК-2 — колония для рецидивистов. Для многих тюрьма стала постоянным местом обитания: преступники задерживаются на воле ненадолго, чтобы снова вернуться за колючую проволоку с уже новым приговором.

На территории стоит несколько гипсовых скульптур, тематика, популярная среди сидельцев, — лебеди, поодаль черная акула. Работы сделал мастер, который недавно освободился. Впрочем, по статистике, многие заключенные возвращаются сюда снова и снова, порой большая часть жизни рецидивистов проходит в колонии. Вот и мастер лепки отбывал здесь срок не раз, и есть большая вероятность, что через какое-то время в колонии появятся новые фигуры, сделанные его руками.

Таланты в робах

Как перевоспитать хронических преступников? Над этим вопросом лучшие умы бьются не одно столетие. В ИК-2 не придумали ничего нового — трудотерапия, образование, культурное воспитание.

На территории колонии работает несколько цехов, например, столярный, который славится на весь регион качеством своих изделий. После работы заключенных приглашают в клубы по интересам: это если и самодеятельность, то на весьма неплохом уровне. Заключенные, например, пишут стихи, да еще и выигрывают с ними областные конкурсы поэтов, легко заткнув за пояс таланты, взращенные на воле. Еще тут есть свой ансамбль, художественный кружок и даже команда КВН. Всего на творческие занятия ходят более 200 человек. Как рассказал заместитель начальника колонии Камиль Маскрабаев, есть и кружок журналистики. Его посещают 12 заключенных. Раньше журналисты-рецидивисты оттачивали свое мастерство в стенгазете, которую регулярно выпускали собственными силами. А недавно сверху спустили интересное предложение. В каждой колонии имеется кабельное телевидение. В определенное время заключенным включают новостные и другие разрешенные правилами передачи. Вот московское руководство и предложило колониям создать на базе учреждений телестудии, чтобы перебивать федеральную и региональную сетку вещания местными включениями. Прислали и методические рекомендации, как организовать процесс. А дальше — сами. В «двойке» идея понравилась и сотрудникам, и самим заключенным. Руководство оборудовало телестудию: были куплены камеры, суфлер, заказан баннер, на фоне которого сидит ведущий, установлены программы для монтажа видео. Из 12 посетителей кружка журналистов в редакцию отобрали самых толковых. Так, Алексей занимается монтажом, Евгений — операторской работой, еще один Алексей пишет тексты и читает их в кадре.

На волю — с любовью к журналистике

Познакомиться мне посчастливилось с двумя из троих коллег. Третий на момент нашей встречи был занят. «У нас там шмон, ну то есть обыскные мероприятия», — объяснили заключенные причину отсутствия третьего сотрудника редакции.

Алексей-монтажер рассказал, что на воле умел пользоваться компьютером, а здесь быстро научился монтировать видео: это занятие ему нравится. До того как попасть в тюрьму, работал водителем. Монтажер надеется, что на воле сможет применить свой новый навык. Освобождается Алексей через четыре года. На вопрос, за что он попал в колонию, отвечать отказался наотрез.

Алексей-ведущий — типичный журналист-интеллигент. Зашел в редакцию, задумчиво оглядел помещение сквозь очки, под мышкой книга, которую он сейчас читает.

«Вы выглядите, как типичный интеллигент», — говорю я. «Я судовой механик», — улыбается мужчина. Он тоже отказался рассказать о причине попадания за колючую проволоку, говорит лишь, что сидеть осталось 10 месяцев. А кто же потом будет вести эфиры? «К тому времени обучу смену», — говорит журналист.

Будни тюремной редакции

Пока редакция кабельного канала «ИК-2» сняла лишь одну программу. Это выпуск новостей. В дальнейшем передачи будут выпускать раз в неделю, по субботам.

«О чем будет следующий выпуск?» — спрашиваю я у мужчин. «В том числе и о том, как мы прославились на всю страну», — говорят они. После того как пресс-секретарь астраханского УФСИН Юлия Дубровина дала на сайте управления релиз о тюремном канале, им заинтересовались региональные и даже федеральные СМИ.

В колонию уже приезжали астраханские коллеги с телеканала «Россия 1». Сняли сюжет и заодно дали мастер-класс, как делается настоящее телевидение.

«Они нам тут сделали перестановку мебели, сказали, что мы неправильно поставили столы для эфира», — говорит Камиль Маскрабаев. Оператор с воли рассказал, как настраивать камеру, а еще раскритиковал баннер, который изготовили как фон для ведущего. На баннере большие буквы, которые будет закрывать голова ведущего. В общем, в работе телевизионщиков много нюансов, и редакция, сидящая за колючей проволокой, сделала лишь первые шаги в дивный мир телевидения. Но уже не может оторваться.

Срочно в эфир!

Работа в редакции — дело кропотливое. Наши герои могут работать над передачей целый день. Инфоповодов, кстати, в колонии на удивление много. Вот, например, 1 сентября в местной школе была линейка. Заключенные тоже учатся, получают среднее образование, профессии. Или вот кружок поэтов издал книгу своих стихов, о работах хорошо отзываются даже члены Союза писателей. Есть и репортажи, например, из столярного цеха, где шестеро заключенных изготовили копию фрегата «Орел». Планов громадье: кроме новостей, хотят выпускать тематические передачи. Уже и название есть «10 вопросов к…». На эфир будут приходить правозащитники, психологи, юристы, которые ответят на вопросы заключенных.

Первый эфир, как говорят сотрудники редакции, смотрели и заключенные, и сотрудники. Идея всем понравилась, телезрители ждут новых выпусков. Но эффект разорвавшейся бомбы передача не произвела. Заключенные уже привыкли, что на территории учреждения кто-нибудь постоянно поет, пляшет, играет и выступает, и отнеслись к появлению своего телеканала, как к чему-то само собой разумеющемуся.

Идею «колониального» телевидения решили перенять и в других астраханских исправительных учреждениях. В УФСИН говорят, что готовы поддерживать любую творческую активность заключенных, лишь бы это помогало людям забыть криминальное прошлое и адаптироваться к добропорядочной жизни после освобождения.

Источник

Поделиться: