Астраханцы все чаще попадаются на удочку «карточных» мошенников

Как не слить по телефону свои данные и деньги

За прошлый год мошенники вывели с банковских карт клиентов 1,3 млрд рублей, что на 44% больше, чем годом ранее (961 млн рублей). Новые технологии позволяют мошенникам обзванивать граждан с официальных номеров банков. Как уберечь свой пластиковый кошелек от посягательства третьих лиц?

Опасный звонок

В начале 2019 года астраханцы — клиенты одного из самых известных банков — начали массово жаловаться на звонки мошенников, которые поступают с официальных телефонных номеров банка, указанных на его картах. Причем сегодня мошенники знают и паспортные данные людей, которым звонят, и видят остатки на их счетах и последние транзакции. Представившись сотрудниками банка, они называют эти данные, предупреждают о «подозрительной активности» и требуют назвать кодовое слово (код CVV2 они не пытаются узнать, очевидно потому, что большинство клиентов уже в курсе, что его нельзя никому называть).

«Сведения о владельце карты мошенники получают с помощью незаконного доступа к базе данных банка, а с его клиентом связываются с применением мобильных приложений, позволяющих подменять определяемый номер телефона звонящего на номера, реально используемые банком», — поясняет пресс-служба регионального УМВД.

Как рассказали «Газете ВОЛГА» в УМВД России по Астраханской области, уже с начала этого года пресечена деятельность группы мошенников, которые под видом сотрудников одного из коммерческих банков предлагали открыть выгодный счет по телефону. Также по телефону лжесотрудники кредитных организаций могут сообщить о возможности получения кешбэка, подключения дополнительных услуг, увеличения лимита или угрозе блокировки карты, а также несанкционированном доступе с попыткой снятия денег. После этого они высылают СМС с кодом и просят его назвать. Человек, уверенный, что говорит с сотрудником банка, без тени сомнения выдает все данные. Что происходит дальше — не стоит объяснять.

Печальная статистика

Мошенники активно применяют новые IT-технологии, и даже мощные защитные системы банков не всегда могут гарантировать сохранность средств на «пластике». Поэтому банки так активно предлагают застраховать средства на карте за дополнительную плату. В прошлом году улов мошенников превысил 1,3 млрд рублей.

С 2018 года Банк России следит за тем, как банки компенсируют клиентам украденное. Однако возврат средств несопоставим с потерями. К примеру, за один квартал прошлого года сумма компенсаций составила 230 млн рублей.

Тем не менее в региональном УМВД заявляют, что случаев мошенничества в сфере информационных технологий стало меньше. Всего за прошлый год в этой сфере зафиксировано 551 случай, что на 11% меньше, чем в предыдущем году, сообщили в пресс-службе УМВД России по Астраханской области. При этом, по данным официальной статистики, речь идет в 9 из 10 случаях о мошенничестве при онлайн-переводах.

Бросайте трубку

Специалисты предупреждают, что настоящие специалисты банка по телефону никогда не просят назвать код из СМС для подтверждения или отмены операции по карте, не спрашивают цифровой код, указанный на обратной стороне карты, не уточняют ПИН-код.

Будьте тем более бдительными, если на вас давят и запугивают, торопят с ответом. Прерывайте разговор и связывайтесь с банком.

Как пояснили в пресс-службе Астраханского отделения Банка России, телефонные звонки, в которых у вас спрашивают персональные сведения или подробности о банковской карте, бывают только от мошенников. Все способы обмана с платежными картами основаны на получении конфиденциальной информации о карте и ее владельце. Это ПИН-код, трехзначный код СVC на оборотной стороне карты, кодовое слово, ваши паспортные данные. Если эти сведения известны кому-то, кроме вас, это всегда риск потери финансовых средств на счету.

Службы безопасности банков, как правило, не взаимодействуют с клиентами. Если банку показалась какая-то операция по вашей карте сомнительной, он предпримет меры, чтобы сберечь деньги. Банк сам определяет конкретный механизм защиты ваших средств на счету. По закону это может быть приостановка транзакции до выяснения ее происхождения на срок не более двух рабочих дней.

Карты нового поколения

Сейчас активно распространяются бесконтактные карты. По словам Сергея Афанасьева, бесконтактные платежи имеют наивысшую степень защиты — это подтверждается статистикой по мошенническим операциям, совершаемым в торговых точках. За последние пару лет она уменьшилась практически до нуля, что стало возможным благодаря повсеместному переходу банков на карты с чипами.

И еще один совет: с помощью мобильного приложения вашего банка вы можете самостоятельно установить лимит на сумму бесконтактной оплаты и моментально заблокировать карту в случае кражи или утраты. Быть в курсе всех совершенных транзакций позволяет услуга СМС-уведомления вашего банка, которая поможет оперативно отреагировать в случае, если картой воспользовались не вы.

Каждый раз, когда вы оплачиваете покупки мобильным устройством, оперативно блокируйте гаджет, чтобы исключить риск доступа к вашим деньгам мошенников. Устанавливайте надежные пароли для мобильного приложения.

Кстати

В 2018 году статья 158 ч. 3 УК РФ «Кража» дополнилась существенной поправкой. Введена уголовная ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, электронных денежных средств. Максимальное наказание — до 6 лет лишения свободы.

Источник

Поделиться: