Где в Астраханской области живут армяне
Екек цанотананк — давайте знакомиться
Армяне в Астраханской области живут в основном в городе. Конечно, есть они и в районах, но армянских сел у нас нет. Поэтому на этот раз мы никуда не поехали.
Славная история
С Сантро Зурнаджаном, руководителем общества армянской культуры «Арев», и несколькими членами правления мы встретились на Набережной 1 Мая.
То, что «Арев» находится именно здесь, символично – ведь это здание бывшего Агабабовского училища, основанного в 1810 году купцом Никогаёсом Агабабяном (Николаем Агабабовым). Здесь учили русскому и армянскому языкам, чистописанию, арифметике, истории, географии. Многие выпускники училища стали видными деятелями армянской культуры, науки и просвещения. В 1993 году здание было передано обществу «Арев» в безвозмездное пользование.
И это лишь одно из армянских зданий в Астрахани. Всего же их 360. Армянские купцы стали появляться в русской Астрахани с первых десятилетий ее существования. В начале XVII века возникла первая армянская слобода (в районе бывшего магазина «Каспий»). Если в начале XVIII века в Астрахани насчитывалось 200 армян, то к концу века уже пять тысяч – 18% населения города. У армян был свой суд – Ратхаус, пять церквей, в их числе построенный в 1706 году Успенский собор — кафедральный собор Армянской Апостольской церкви в России. Дома, принадлежавшие армянским купцам, сегодня украшают исторический центр города. Так, в здании купцов Агамжановых сегодня размещается госпиталь Каспийской флотилии. В бывшем доходном доме Артемия Тавризова, почетного благотворителя Агабабовского армянского училища, когда-то располагалось отделение Русского торгово-промышленного банка. А из кирпичей, сделанных на заводах купцов Телетовых, построено чуть не полгорода.
Чуть позже появилась Новая Армянская слобода – там, где мы сейчас сидим и беседуем. Сантро Ардоваздович, родившийся в 1943 году, хорошо помнит эту новую армянскую слободу. «От набережной до Дарвина, Бакинской и в ту сторону – здесь жили коренные армяне. Могу назвать 25 фамилий без остановки. Практически всех их знал. Сейчас никого уж нет, у некоторых остались внуки и правнуки».
Так называемые старые, коренные армяне оставили большой след в истории нашего края. Сантро Ардоваздович показывает фотографии на стене – их десятки, если не сотни.
Профессор Аламдаров – почти 10 лет возглавлял астраханский мединститут, его именем была названа больница, где он проработал всю жизнь. 19 лет был ректором Рыбвтуза Артемий Щербаков. У профессора Аванесова была единственная запись в трудовой — 64 года преподавал математику в пединституте. В 2017 году открыли мемориальную доску врачу Федору Фарманову в день его 150-летия. Это он открыл в 1906 году фельдшерско-акушерскую школу – ныне Астраханский медколледж, имел непосредственное отношение к открытию в 1918 году медицинского факультета – предвестника мединститута.
Предприниматели и не только
По данным переписи 2010 года в Астраханской области живет больше шести тысяч армян. Большинство — «новые» армяне, волны миграции конца 80-х – 90-х годов прошлого века. В основном они занимаются предпринимательской деятельностью. Но не только. Есть среди них педагоги, строители. Кстати, именно эта волна миграции позволила создать при обществе «Арев» курсы изучения армянского языка – ведь последняя армянская школа в Астрахани закрылась в 1948 году. Первым педагогом стала Астхик Велихановна Петросян, а на открывшиеся курсы записалось сразу 85 человек, среди них не только армяне.
При региональном обществе армянской культуры действует ансамбль «Аревик» («Солнышко») и творческая группа «Барев», которая регулярно проводит мероприятия, посвященные армянским праздникам и традициям.
Когда-то Каро Шабанян, к сожалению, не так давно ушедший из жизни, основал при обществе команду по мини-футболу.
Провели десять турниров по русским шашкам памяти астраханского шашиста Ашота Дадашьяна, шесть из них – международных.
В одном из помещений «Арева» на стенах тоже много портретов людей, прославивших свой народ. Среди них, кстати, Шарль Азнавур – французский певец и композитор армянского происхождения. А еще Николай Рыжков – национальный герой Армении. Будучи председателем Совета министров СССР, в 1988 году он возглавил штаб по ликвидации последствий катастрофического землетрясения, разрушившего пол-Армении.
Хачкар – символ страны
В 2001 году Армения отмечала 1700-летие принятия христианства. И единственная армянская церковь в России была построена к этой дате в Астрахани – церковь святой Рипсиме на Набережной 1 Мая.
Строили ее, как и водится, всем миром. Традиции меценатства живы и сейчас. А главным инициатором был профессор Абрамов Артем Амбарцумович
В армянском храме ежегодно выбирается крестный церкви, который помогает священнику управлять делами.
Кстати, хачкар – каменный крест – это символ Армении. В небольшой горной стране их насчитываются тысячи. А в 2008 году хачкар был установлен в Астрахани в парке «Армения» — на месте разрушенного в 30-е годы прошлого века собора.
Говорит армянское радио
На вопрос: «А как вы относитесь к анекдотам про армянское радио?» собеседники оживляются. «Прекрасно! Могу начать», — смеется Сантро Ардоваздович. С юмором у армян все в порядке.
Есть анекдот и про армянское кофе. Куда ни придешь в гости, везде кофе предлагают. А человек голодный и намекает: а нет у вас картошки, в кофе покрошить?
Кстати, а чем отличается армянский кофе?
Перед тем как поступать в летное училище, ему нагадали дальнюю дорогу, разочарование, а потом радость. Когда он приехал поступать в Москву, ему отказали: принимали до 21 года, а ему было уже 23. Вышел из приемной комиссия – а в глазах темно: неужто все, крест на мечте? Ему посоветовали: постарайся попасть к Покрышкину (знаменитый летчик, трижды герой Советского Союза), если получится, он обязательно даст добро. Но предупредили: попасть к нему трудно, надо ловить, когда он приедет на работу или будет уезжать. С раннего утра и до пяти вечера караулил Арутюн у входа. И чуть не пропустил момент: увидел летчика-героя, уже садившегося в черную «Волгу».
Рванул дверь и выпалил, как пулеметную очередь:
Покрышкин поглядел на него и протянул:
Вылез из машины, подошел к парню, похлопал по плечу:
На следующий день Арутюна Киракосяна приняли в училище. Вот и не верь после этого в гадание!
Праздники
Вардавар
Самый большой летний праздник. По традиции он сопровождается песнями, танцами, играми и, конечно же, обливанием водой. В армянский праздник Вардавар, который начинается с раннего утра, встречных по традиции «приветствуют», обливая водой из подручных средств – ковшей, ведер, водных пистолетов и так далее.
Водные «баталии», в которых принимают участие и стар, и млад, разыгрываются повсюду — во двориках, на улицах и площадях армянских городов и деревень, поливают всех и вся с балконов и из окон домов. Проявлять недовольство или обижаться в праздник Вардавар считается плохой приметой, так как, по преданию, в этот день вода обладает целебной силой. Впрочем, Вардавар проходит в разгар жаркого армянского лета, так что «охлаждающий душ» воспринимают хорошо даже те, кто не планировал принимать водные процедуры.
Вардавар считался праздником нового урожай яблок, а также кузнецов и канатоходцев. Яблоки — символ плодородия и любви. По древней традиции, яблоки можно было есть лишь после празднования Вардавар — в народе считали, что это приносит счастье.
Кухня
Армянская кухня – самая древняя в Закавказье и одна из древних в Европе. Последние годы армянская кухня претерпевает период восстановления. Повара посещают различные селения, где блюда готовят еще по рецептам дедов и прадедов.
Одна из традиций армянской кухни – это использование в блюдах соли, разных приправ и специй, причем в очень больших количествах: тмин, чеснок, перец как черный, так и смесь перцев, а также море зелени и трав, которые придают блюдам пикантность и остроту. Одно из известных блюд – это колбаса суджух, содержит в себе корицу, чеснок, перец и т.п. Зелени, вообще, можно написать целую оду. Ведь армянский стол без нее – это не стол. Как правило, ее кладут в любую трапезу и в огромном количестве.
Тем не менее, самым главным составляющим армянских блюд является мясо, как правило, баранина.
Кюфта — мясные шарики из специально отбитого мясного фарша. В него добавляются специи, лук, яйца, потом скатываются шарики и кидаются в воду. Вообще, слово «кюфта» пришло из персидского языка, оно означает «мясные шарики». Во многих странах Востока есть такое блюдо — в Турции, Иране, Индии.
Толма — фарш из говяжьей вырезки, обернутый в виноградные листья. Кроме мяса внутрь добавляют рис, перец, лук, помидоры, а также паприку и сушеный базилик. К толме обязательно подают соус из мацуна с чесноком.
Женгялов-хац — хлебная лепешка с начинкой из мелко нарезанной зелени. Это блюдо пришло из Нагорного Карабаха. В идеале должны использоваться дикие травы. Но пойдут и огородные: щавель, кинза, петрушка. укроп, свекольная ботва, шпинат.
Традиции армянской свадьбы
Основные ритуалы, необходимые для счастливой будущей семейной жизни -сватовство невесты (важная традиция, без выполнения которой дальнейший разговор о свадьбе не идет), помолвка и венчание.
Сватовство
Договариваться о браке в дом невесты приходят только мужчины. Среди родственников жениха выбирается главный, который будет вести беседу. Родители невесты должны накрыть хороший стол для сватов. Давать согласие на союз не принято с первого раза, поэтому сваты несколько раз должны прибыть в дом невесты.
Разговаривать о причине визита также нельзя с порога, прежде нужно поговорить об иных вещах: погоде, быте. Только потом вскользь упомянуть о сватанье невесты, при этом всячески расхваливая будущего жениха.
Помолвка — ншандрек
По традиции, утром в назначенный день в доме жениха в честь этого радостного события резали барана или теленка, после чего мясо отправляли в дом невесты вместе с другими угощениями. Сюда же, в дом жениха, приходили его родственники, священник и музыканты, где их щедро угощали. После чего вся церемония, в сопровождении музыкантов, захватив с собой ншан — заранее подготовленный подарок для невесты и несколько красивых подносов или корзин с коньяком, винами, фруктами и сладостями перемещалась к дому её родителей, где и совершался обряд обручения. Начинался он с праздничного застолья. Священник освящал принесенные стороной жениха угощения и обручальный подарок. Особенное внимание уделялось коньяку, принесенному женихом: если его открывали и ставили на стол, значит, родители невесты давали свое негласное благословление молодым.
На современную помолвку родители невесты за свой счет накрывают на стол. Встречать гостей принято родителям невесты, сама же новобрачная ожидает в отдельной комнате, пока ее не пригласят.
В старину молодые не присутствовали на свадьбе, это традиция изменилась совсем недавно, но и сейчас новобрачные недолго задерживаются за столом и покидают празднество. А потом разворачивается настоящее веселье.
Секреты семейного счастья
Армянские семейные традиции – это прочность брака, уважение к старшим, крепость и широта родственных связей, взаимопомощь. Глава большой и дружной армянской семьи Арсен Варданян советует:
- Виды потолков из гипсокартона: фото
- Разметка потолка под гипсокартон: советы профессионала
- Сам отделочник
- Натяжные потолки в Могилеве от 6 руб за м2
- Реферат на тему Великая Китайская стена
- Как обшить стены гипсокартоном
- В Астраханской области пересыхают ерики, а люди остаются без воды
- Бюджет – 2020 Астрахани принят с дефицитом в 9,4 % от расходов
- Виды гипсокартона
- Виды жилья
- Всё о гипсокартоне
- Гипсокартон
- Гипсокартон в дизайне
- Гипсокартон в ремонте
- Информация по гипсокартону
- Гипсокартонные листы
- Отделка детской комнаты
- Ремонт детской комнаты
- Дизайн детской команаты
- Дизайн жилья
- Постройки жилья
- Потолки из гипсокартона
- Потолок и стены
- Ремонт жилья
- Строительная индустрия
- Как должен быть организован учебный процесс
- Отчеты по Википедии