Исцелить святые лики

Как в Астрахани раскрывают тайны старинных икон

Прежде, чем взяться за кисти и краски, иконописцы месяцами молились и постились. Работа идущих по их стопам реставраторов тоже сложная и длительная.

Древнее, чем кажется

Восстановление православной живописи — целый ритуал. И, завершив его, специалисты являют взорам ценителей настоящие чудеса воскрешения. Так, на трех иконах из фонда Астраханского музея-заповедника впервые в регионе обнаружили несколько слоев записи.

На столе художника-реставратора второй категории Юлии Азизовой подобно пациенту лежит икона «Архангел Михаил». За ее спиной — «Богоматерь» и «Архангел Гавриил». Все три — из одного иконостаса, из деисусного чина (то есть нижнего ряда).

Датировка — XVIII век. Но вполне возможно, что работы еще старше. Образы записывали или, как говорят, подновляли до четырех-пяти раз. Когда полностью раскроется авторская живопись (первый слой), пигменты отдадут на физико-химический анализ в один из реставрационных центров Москвы. Это, как и консультации с искусствоведами и изучение надписей, поможет определить точное время создания икон.

«Архангелов» и «Богоматерь» Юлия ведет параллельно. Так интереснее, да и есть возможность проводить аналогии. Если что-то непонятно на одной иконе, можно сопоставить с другими двумя.

По предварительным исследованиям уже сейчас известно, что те, кто записывал иконы, сюжет не меняли — лишь детали рисунка и характер изображения лика.

А нимб архангела Михаила был золотым, причем установили это лишь благодаря тому, что икона неоднократно переписывалась. Под действием среды тонкий слой позолоты, скорее всего, исчез бы совсем.

Завершив работу, Юлия ожидает увидеть достойную живопись классического иконописания.

Год у микроскопа

В руки реставратора иконы попали в аварийном состоянии. Краска осыпалась и вздулась. Самые мелкие фрагменты достигали двух миллиметров. Их приходилось собирать как пазлы, укладывать и укреплять рыбьим клеем и папиросной бумагой. Профилактическая заклейка делалась несколько раз.

После снятия заклейки берется проба под микроскопом на наличие слоев записи и их количество. И уже потом — раскрытие. Постепенно, начиная с края, с безопасных участков. Лики и нимбы — наиболее ценное — трогают в последнюю очередь.

Каждый этап фотографируется и макросъемкой, и в общем виде для истории. За полгода трудов над архангелами и Богоматерью Юлия Азизова сделала тысячи снимков. Стартовав в начале 2019 года, к сентябрю она дошла до первого-второго слоя.

Остальные этапы займут еще как минимум четыре месяца.

Кисточкой и скальпелем

Часто проводят параллели между реставратором и врачом.

Состояние иконы, степень ее сохранности подробно описывают в реставрационном паспорте. А то, что следует дальше, метафорически можно назвать лечением.

«Лечат» древнерусскую живопись строго под контролем микроскопа, под увеличением в 4-7 раз. Но Юлия Азизова старается не засиживаться над иконами сутками, хотя и такое случается. Лучше всего делать перерывы каждый час, иначе глаз замылится. А тогда можно нечаянно повредить реликвию. Поэтому главные принципы работы реставратора — аккуратность и терпение.

Еще иконам делают рентген, чтобы понять, насколько сохранен нижний слой. Если авторская живопись сильно повреждена, обычно принимают решение не раскрывать ее и законсервировать верхний слой. Как и у медиков, у реставраторов нет права на ошибку: плохо укрепил, неправильно подобрал растворитель — и все, уже ничего не вернуть.

Штучный специалист

Почему важно «раскопать» икону до оригинального изображения, даже если не менялся сюжет?

На реставратора икон Азизова училась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Практику проходила в Троице-Сергиевой лавре, Музее имени Андрея Рублева, Музее-заповеднике «Коломенское». Она уникальный специалист редкой профессии, которому будут рады в любом регионе. Но уезжать из волжского края Юлия никуда не собирается.

В фондах Астраханского музея-заповедника десятки образцов православной живописи, за четыре года работы она отреставрировала уже 30 из них. Не ожидала, что в Астрахани так много ценностей.

Кстати: помощь из хирургии

Многие инструменты реставрации пришли из медицины. Например, над ликом архангела Михаила реставратор Юлия Азизова работает с помощью глазного скальпеля. Частички красочного слоя, которые она снимает по миллиметру, невооруженным глазом не заметишь.

Источник

Поделиться: