Продолжая традиции Сапожниковых

Продолжая традиции Сапожниковых

Известный российский живописец – из астраханского купеческого рода

Оказалось, что Иван Глазунов – ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – имеет астраханские корни. Да ещё какие! После недавнего визита в Астрахань (кстати, первого в жизни) он рассказал на своей странице в соцсети, что по материнской линии он – потомок знаменитых купцов Сапожниковых.

Картина размером с пятиэтажку

Живописец посетил город во время подготовки и открытия выставки «Рождение образа. Художник и театр» в Цейхгаузе Астраханского кремля. За годы существования академии в ней существенно пополнился музейный фонд, и теперь к интенсивному учебному процессу прибавился ещё и выставочный план на несколько лет вперёд.

География выставок – от Липецка до Генуи, от Костромы до Рима, от Москвы до Турина. Теперь в этом списке есть и Астрахань. Здесь представили более семидесяти полотен заслуженных профессоров, выпускников и нынешних студентов. Выставка продлится до 27 октября.

Экспозиция посвящена Году театра.

Один из центральных экспонатов выставки – эскиз исторического занавеса Большого театра. По нему был восстановлен знаменитый занавес к открытию Большого театра после масштабной реконструкции. Автором стал художник Владимир Чёрный, доцент кафедры академического рисунка академии. Монументальное полотно парадного занавеса считается самой большой картиной в мире, написанной маслом. Размер – 17 метров на 21 – сопоставим с пятиэтажкой. Композиция воссоздаёт решение первого занавеса Большого театра, исчезнувшего более 70 лет назад: изображено вступление Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в столицу, освобождённую от польско-шведской интервенции.

Шедевр да Винчи – в коллекции

Иван Глазунов поделился историей своей семьи, в которой соединилось много древних родов.

— Мой прапрадед Леонтий Бенуа, выдающийся петербуржский архитектор, несмотря на то, что был католиком, строил в том числе православные храмы в ярославском стиле, – поясняет художник. – И здесь на него влияние, думаю, оказала супруга, моя астраханская прапрабабушка Мария Сапожникова. Они поженились очень молодыми и всю жизнь у них была семейная идиллия, что являлось редкостью и тогда, и тем более сейчас.

Это была особая страница в истории семьи, поэтому о ней всегда помнили и ею гордились.

Продолжая традиции Сапожниковых

Отец Марии Сапожниковой Александр Петрович являлся родоначальником торговой фирмы «Братья Сапожниковы», развивал рыбные промыслы на Каспии, владел десятками пароходов, а также занимался благотворительностью, коллекционировал живопись. Кажется невероятным, но жемчужиной его коллекции была «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи.

Не чужд прекрасного был и Пётр Сапожников. Именно с него когда-то началась история знаменитого рода Сапожниковых в Астрахани. Волжский крестьянин, быстро разбогатев на астраханских соляных и винных откупах, впоследствии пожертвовал немало средств на благотворительность. Будучи старовером, он не жалел денег на украшение православных храмов: в 1812 году на его средства были сделаны «под мрамор» стены и столпы верхнего этажа Успенского собора, а в 1818 году по заказу в Петербурге были отлиты серебряные Царские врата. Историю семьи Сапожниковых хранят и изучают в астраханском краеведческом музее и картинной галерее.

Ивану Глазунову приятно чувствовать себя потомком Сапожниковых.

Ректор академии посетил местный музей-заповедник, добавил новые факты к семейной истории.

В ближайшем будущем академия планирует организовать конференцию, посвящённую Сапожниковым и их вкладу в российскую культуру, на неё пригласят и астраханских историков.

Продолжая традиции Сапожниковых

Перенести целый храм

Сам Иван Глазунов – искусствовед, он прекрасно разбирается в русской старине, народном костюме, продолжает семейную традицию собирания и изучения предметов русского искусства.

Почти 20 лет он изучает Русский Север – это экспедиции по Архангельской и Вологодской областям. Отсюда развился интерес к деревянной архитектуре.

В Верхнетоемском районе Архангельской области он обнаружил неучтенную в списках памятников архитектуры церковь Георгия Победоносца и организовал её перенос в московский музей-заповедник «Коломенское». Весь процесс занял 10 лет. Были сложные согласования, велись уникальные реставрационные работы и в итоге удалось спасти уникальный памятник русской северной архитектуры:

Продолжая традиции Сапожниковых

Астрахань тоже впечатлила гостя:

Правда, трёхэтажный особняк Сапожниковых уже не найти – он уничтожен после революции 1917 года. А ведь это было одно из самых красивых зданий города, в нём часто останавливались именитые гости, в том числе и мастер приключенческого романа Александр Дюма.

Фото предоставлено пресс-службой Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Источник

Поделиться: