С «лейкой», блокнотом и карандашом

С «лейкой», блокнотом и карандашом

На передовую — ради исторических моментов

Документы, личные вещи и, самое главное, работы. Удивительная коллекция аксессуаров военных корреспондентов, фотографов, операторов, художников и писателей, связанная со Сталинградской битвой, экспонируется сейчас в Астрахани.

Сразу три выставки

Точнее, у нас представлен не один, а сразу три выставочных проекта волгоградского музея-заповедника «Сталинградская битва».

Музейщики из города-героя основательно изучили деятельность летописцев Великой Отечественной войны в период одной из самых эпохальных баталий, собрав более 200 раритетных предметов. Собранного материала оказалось так много, что пришлось подготовить три выставки.

В Астраханском краеведческом музее-заповеднике работают две: «С «лейкой» и блокнотом» (посвящена самым известным представителям творческих профессий, участвовавших в Сталинградской битве) и «Сталинград глазами художников» (порядка 80 подлинных работ и репродукций). В Музее боевой славы функционирует экспозиция «Они снимали Сталинград» о знаменитых военных фотографах и киносъемочной группе под руководством легендарных операторов середины XX века.

Мастера видно по штриховке

Большая часть экспозиции о военных художниках — это графика. Причем Сталинград показан с обеих сторон фронта. Кстати, сразу понятно, чьи где рисунки. И дело не только в том, что работы шести советских мастеров оформлены в светло-серые паспарту, а двух немецких — в темно-синие. Художники рисовали в разных техниках: у немцев — крупные штрихи и резкие тени, наша штриховка более мягкая и детальная, с растушевкой.

Сцены ремонта танков, обслуживания самолетов, наведения водных переправ — все это, конечно, отражено в творчестве. Но уникальность рисунков в том, что художники поняли войну не только как батальный жанр. Их больше волновал образ человека. Умудренные опытом фронтовики, уставшие медсестры, раненые сотоварищи — вот, кто чаще всего оказывался в центре композиции.

С «лейкой», блокнотом и карандашом

«Я принес столько горя этой земле…»

Фотография января 1943 года. На ней 18-летний Сергей Годына, который замерзшими руками делает зарисовки освобожденного Сталинграда.

На фронте с ним произошел один случай. Годына повстречал большую колонну пленных немцев, в которой приметил молодого солдата с пронзительно грустными глазами. Художник попросил конвоира дать ему на несколько минут этого солдата для зарисовок. Когда немца вывели из колонны, тот очень перепугался: думал, отведут на расстрел. Но Годына напоил его чаем, дал сухарей и сделал набросок. Эскиз подарил немцу и сказал, чтобы пришел через пару дней за готовой работой. Так родился рисунок «Йозеф из Нюрнберга». Этот Йозеф пришел не один, а с товарищами, и те буквально умоляли художника нарисовать и их. Так появилась галерея портретов пленных немцев в Сталинграде.

Из немецких мастеров особого внимания заслуживает Курт Ройбер. Будучи военным врачом, в свободное время он непрерывно рисовал. Сохранилось порядка 150 его работ с Восточного фронта. Самая известная — «Сталинградская Мадонна», нарисованная в канун Рождества 1942-го. Этот рисунок и еще несколько других он отправил в Германию на последнем военно-транспортном самолете, вылетевшем из Сталинградского котла.

Сам Ройбер попал в плен, где заболел тифом. Понимая, что конец уже близок, нарисовал еще одну Мадонну, названную «Плененная Мадонна». И завещал: «Я принес столько горя этой земле… Я должен остаться здесь навсегда». Курт Ройбер похоронен на кладбище немецкого лагеря военнопленных в городе Елабуга.

С «лейкой», блокнотом и карандашом

Автограф Симонова

Фотоаппараты и часы, экземпляры газет и удостоверения, пилотки и полевые сумки, кисти и краски, карандаши и блокноты, даже бобины кинопленок… В витринах — подлинные артефакты. Например, раннее издание очерка Василия Гроссмана «Направление главного удара». Именно из него взята цитата, выгравированная на Мамаевом кургане: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли и шли вперед».

А рядом в подтверждение этих слов — эпизоды битвы на Волге, запечатленные фотоаппаратами. Многие фотокоры (Эммануил Евзерихин, Георгий Зельма, Яков Рюмкин, Георгий Липскеров, Галина Санько, Наталья Боде) прославились благодаря снимкам, сделанным в Сталинграде. И теперь их фотоработы входят в золотой фонд мировой военной фотографии.

Выставочные проекты, по сути, начали складываться задолго до 2020 года. Тогда еще сталинградские музейщики направляли представителям творческих профессий, прошедшим Сталинград, анкеты (в экспозиции есть справочная карточка, заполненная рукой писателя Константина Симонова). Завязывалась переписка, дружба, в результате которой музею-панораме «Сталинградская битва» в дар передавали личные вещи, напоминающие о грозных годах битвы на Волге.

Предметы, одежда зачастую были прострелены, испачканы кровью. Их владельцы собирали информацию, не жалея себя. И пока живо творчество, основанное на свидетельствах очевидцев, жива и память. Мы в какой-то мере тоже свидетели событий Великой Отечественной войны.

Астраханцы смогут увидеть все выставки до 21 сентября.

С «лейкой», блокнотом и карандашом

Кстати

Астраханский музей-заповедник и музей-заповедник «Сталинградская битва» сотрудничают уже несколько лет. Ранее в Астрахань из Волгограда привозили документально-выставочные проекты о гражданской войне, Волжской военной флотилии.

Мнение

Андрей Курапов, заместитель директора по науке и экспозициям Астраханского музея-заповедника:

Источник

Поделиться: