Маркетинг в строительстве

Маркетинг в строительствеМаркетинг в строительстве.

Строительная индустрия является индикатором качества жизни общества и социально-экономического развития. Помимо этого, строительный сектор национальной экономики способствует акти­визации работы реального сектора, так как стимулирует работу металлургических, машиностроительных заводов, агропромышленного сектора, транспорта страны, легкой промышленности.

Особенности маркетинга в строительстве определяются специ­фическими признаки этой сферы.

Предприятия строительной индустрии при своей многочис­ленности территориально разбросаны. Работа многих из них носит временный и сезонный характер. При этом функционирование строительных организаций отличает высокая мобильность и оперативная дислокация в соответствии с полученным портфелем за­казов.

Строгая последовательность технологических процессов капи­тального строительства и отделочных работ предусматривает достаточно широкий диапазон услуг, начиная с монолитных работ, СМР, столярки (окна), отделочных работ, дизайна и заканчивая электро­снабжением, телефонизацией, радиофикацией, дизайном благоуст­ройства, охранными системами.

В современных строительных процессах в условиях рынка рез­ко возрастают совокупные затраты на организацию транзакций, т.е. рыночное участие. По данным современных аналитиков, наиболь­шая доля расходов приходится на управление и организацию системы товародвижения, и в частности на транспортную логистику в пределах 20% от общего объема затрат.

На сроки и качество строительного процесса большое влияние оказывают климатические условия, что, безусловно, увеличивает проблемность выполнения прогнозных оценок о завершении работ и сроков сдачи-приемки готовых объектов. На итоги строительства также оказывают влияние природные факторы, в том числе рельеф местности, строение грунта, наличие и территориальная удален­ность источников сырья — песка, строительного кирпича и других важных компонентов.

На результаты строительных работ в рамках полученных зака­зов отрицательно влияют неравномерность распределения строительно-монтажных работ, недостаток оборотных средств, неста­бильность платежеспособности заказчиков и несовершенство системы государственного регулирования.

Передовые технологии системы маркетинга и логистики в строи­тельной индустрии развиваются крайне медленно относительно других секторов экономики. Это вызвано сложностью и многообразием коммерческих связей между заказчиками, генподрядчиками, субпод­рядчиками, логистическими провайдерами, проектировщиками, ин­весторами.

Управление потокопроцессами усложняется также огромным количеством ассортиментных позиций строительных материалов, комплектующего оборудования. Именно в строительной индустрии сильно сказывается отсутствие высококвалифицированных кадров. Все это приводит к многочисленным простоям, срывам сроков ис­полнения заказов, низкому качеству готовых работ.

Необходимо отметить, что отрасль строительной индустрии в современных условиях уделяет большое внимание социальной ориентации в рамках принятых президиумом научно-технического со­вета Госстроя России 20 декабря 2001 г. (№ 01-НС-12/1) «Приори­тетных направлений научно-технического развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2001—2005 гг.

В соответствии с данным документом одним из важнейших на­правлений в приоритетах отрасли должны стать новые энергоресурсосберегающие разработки и экологически чистые технологии для жилищно-коммунального хозяйства. При этом акцентируется вни­мание на обеспечение здоровой среды обитания и устойчивого раз­вития городов и поселений.

В современных условиях система маркетинга превратилась в систему интегрированного маркетинга, включающего функцию управления сбытовой, производственной и торговой деятельностью компании. В современной концепции рыночного управления ключевую роль в формировании условий стабильности и успеха играет стратегия аутсорсинга.

Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: сосредоточить все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей компании, и передать остальные (поддерживающие, со­путствующие) функции надежному и профессиональному партнеру.

Современный аутсорсинг охватывает все отрасли промышлен­ного производства, в том числе и строительную индустрию.

Аутсорсинг в строительстве — это стратегическое решение ком­пании о передаче сторонней организации на исполнение отдельных функций, направлений бизнес-процессов в целях повышения каче­ства, снижения затрат, времени исполнения.

Необходимо выделить практические направления аутсорсинга на разных этапах производственной деятельности.

обоснование технического задания строительного проекта.

закупки компонентов и сбыт готовой продукции — система логистики.

управление поставками.

внедрение новых изделий.

дистрибуция продукции, внешняя логистика.

послепродажное обслуживание.

обоснование размещения заказов на строительство, отделку, дизайн.

Основная цель системы аутсорсинга в строительном бизнесе — это снижение совокупных затрат, времени исполнения полученного заказа в режиме повышения качества.

Концепция аутсорсинга — выражение корпо­ративной философии в виде целостной совокупности целей, задач, принципов организации, направленных на максимальное удовле­творение запросов потребителей и заказчиков в режиме высокого качества, своевременности исполнения и оптимизации затрат.

Основополагающими критериями обоснования целесообразно­сти использования системы аутсорсинга являются.

определение значимости каждой позиции бизнес-процесса с учетом сложности исполнения, себестоимости работ и наличия корпоративных ресурсов. Важно стратегически определить, какие детали закупать или изготавливать самостоятельно, а какие приобретать по контракту аутсорсинга.

обоснование причин невозможности обеспечения требуемого качества, уровня снижения затрат, высвобождения дефицит­ных ресурсов, оборудования, высококвалифицированной ра­бочей силы.

критерии отказа от аутсорсинга в связи с отсутствием надежных поставщиков строительной услуги, возможной потенциальной зависимости от монополии поставщика, понижением оператив­ности принятия управленческого решения и контроля.

критерии обеспечения качества и сокращения времени произ­водства строительного продукта. Мировой опыт показывает, что объекты стройиндустрии редко имеют собственное ремонтное оборудование, транспортные цехи, маркетинговые службы, профессионалов-логистов.

Как правило, есть множество фирм-профессионалов, которые берут на себя выполнение технологических, управленческих, маркетинговых, логистических, охранных и многих других функций.

В целях минимизации совокупных затрат, повышения качества и сокращения времени исполнения работ участники рынка исполь­зуют услугу аутсорсинга.

Услуги аутсорсинга имеют межотраслевой характер. Для любой компании важно обосновать маркетинг аутсорсинга в части привлечения сторонних организаций для выполнения корпоративных видов работ в области бухгалтерского учета, использования информацион­ных технологий, выполнения строительных работ. В основе марке­тинга аутсорсинга используется механизм обоснования экономиче­ской целесообразности услуги с учетом рыночной устойчивости и популярности аутсорсера (сторонней организации.

Поделиться: