Бывшая астраханка стала автором сценариев к одним из самых известных сериалов России

Бывшая астраханка стала автором сценариев к одним из самых известных сериалов России

Астрахань — колыбель многих известных людей искусства. Про режиссеров и артистов большинство знает. Настала пора познакомиться со сценаристом. Ольга Гурова — автор сценария полюбившихся зрителям сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Хроники убойного отдела», «Брак по завещанию», «Кружева», «Всегда говори «всегда».
— Ольга, как могут за женственной внешностью скрываться познания криминального свойства? Как вам удалось проникнуться жизнью полиции, а на тот момент милиции? Или вы работали в этом ведомстве?
— У меня в консультантах были сотрудники отдела милиции «Сокольники». Причем и сотрудники профессиональные, и консультанты, как оказалось, хорошие. В основном опыт и знания представителей любой нужной профессии мы и используем — писать-то приходится и о пожарных, и о врачах, и об учителях. Ну и собственный опыт, конечно. Я стала работать сценаристом после окончания ВГИКа, а поступила туда довольно взрослым человеком — мне было 29. Сценаристом на «Хроники убойного отдела» меня пригасили не сразу, не в первый сезон. Это значит, что уже существовал определенный формат: известны персонажи, расписаны их взаимоотношения, характеры. С учетом этого задания надо было написать сначала заявку, в которой изложить суть преступления, рассказать, как будет идти расследование. Получилось. Ну а дальше завертелось.
— У кого вы учились во ВГИКе? Какие самые главные уроки мастера усвоили?
— Моим учителем был Валентин Иванович Ежов — сценарист фильмов «Белое солнце пустыни», «Баллада о солдате», «Крылья». Самое главное, чему он научил, — относиться к своему творчеству критически. Без критического взгляда на себя может наступить профессиональная смерть. Он, к слову, собственной работой был всегда недоволен. Хотя, казалось бы, разве можно быть недовольным таким шедевром, как «Белое солнце пустыни»? Фильм до сих пор смотрят с интересом. Но он считал, что режиссер не донес его мысли до зрителя, какие-то вещи он выписал тоньше, чем сняли.
— Значит, дело не в сценаристе, а в режиссере?
— Да любой сценарий можно снять и хорошо, и плохо. Это действительно в большей степени зависит от режиссера. Но определенный посыл автор сценария все же должен суметь передать в своей работе. Хотя, конечно, сценарий — это полуфабрикат.
— Как вы обычно работаете над сценарием? Есть какие-то правила, режим, методика?
— Вдохновение ко мне приходит во второй половине дня. С утра трудно себя заставить сесть за работу. Сценарист ведь работает дома, а это значит — кофе, чай, простите, домашние дела. Бывает, что и не идет работа. Я, правда, никогда не поступаю как студент накануне экзамена, то есть выдерживаю сроки договора, все сдаю вовремя. Да и с годами пришло умение: если поначалу я с трудом нащупывала какую-то конструкцию, то теперь многое получается автоматически. Ну, скажем, человек, который впервые красит забор, потратит неделю, чтобы научиться класть краску ровно, а профессионал сумеет это сделать за день. Так же и у меня.
— Ну что же вы творческую работу сравниваете с ремеслом?!
— Так, по-моему, это ремесло и есть. Потому и творческие муки не сравнимы с Ясной Поляной.
— Сколько времени уходит на написание сценария? Насколько вы привязываетесь к своим героям?
— На сериал из 12 серий уходит где-то полгода. Полгода я живу чужими жизнями. Это энергозатратная работа. Я не просто прикипаю к героям — они все это время живут во мне и заставляют совершать поступки, которые я никогда бы не сделала. Это своего рода легкое психическое отклонение. Поэтому для меня важно на время забывать о работе. Прошедшее лето для меня было тяжелым: я дописывала сценарий для сериала, который сейчас снимают на канале ТВЦ. После этого я приехала в Астрахань, намеренно не взяв с собой компьютер. Ничего не делаю, просто хожу по городу, который изменился со времен моего детства, гуляю, навещаю родственников, друзей, наблюдаю, коплю впечатления.
— А как рождаются сюжеты? И откуда вы берете темы для них?
— Считается, что в этом мире придумано уже все. Польский сценарист, по учебнику которого я училась, говорил, что существует 12 сюжетов, вокруг которых обычно развиваются события. А знаменитый аргентинский писатель Борхес утверждал, что их всего четыре. И, действительно, людей беспокоят одни и те же темы. Но вот сюжетные линии вокруг них бывают необыкновенно разнообразными. В детективах просто надо выстраивать логические схемы. Но мелодрамы сочинять гораздо труднее. Выписывать тонкие вещи, происходящие между людьми, непросто. Хочется же, чтобы поверили.
Были случаи, когда я расписывала какие-то сюжеты, а меня спрашивали: откуда ты это взяла? А взяла я это из жизни, в которой драматургии больше, чем в кино.
Марина Паренская

Источник

Поделиться: