В Астраханской области Хошеутовский хурул переживает второе рождение

200-летний юбилей самого старого буддистского храма Европы и его официальное открытие после реставрации — эти поводы объединили порядка тысячи паломников и туристов. Проводить религиозные праздничные ритуалы в течение недели, начиная с 5 августа, пригласили тибетских монахов.

Чтобы увидеть, как уникальная достопримечательность нашего региона возвращается из забвения, в село Речное отправился корреспондент «Газеты ВОЛГА».

Борьба за восстановление

Даже если не знаешь адреса, найти Хошеутовский хурул нетрудно. Он торжественно возвышается над селом солнечно-желтой башней. Ее видно еще на подъезде к Речному. Ухоженным, нарядным храм стал недавно. Чтобы бороться за его восстановление, в соседнем селе Заволжское в начале 2000-х годов была создана буддистская община.

Тибетские гости

Многоголосное горловое пение, громогласные звуки ударных и духовых, а потом снова пение… Ежедневные утренние и вечерние молебны и ритуалы завораживают даже непосвященных. Что уж говорить о мистерии Цам, знаменитом костюмированном сакральном танце в масках, или строительстве и разрушении мандалы — яркого круга с орнаментом из цветного песка!

Так вдыхают жизнь в храм — то есть освящают пространство — восемь монахов из легендарного тибетского монастыря Таши Лунпо. Их приезд стал возможен благодаря деятельности Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Общалась с Далай-ламой

Паломники — из разных уголков России, от Санкт-Петербурга до Алтая. Есть и хорошо разбирающиеся в вопросах буддистской религии люди. Так, супруги Роман и Елена Анощенко из Ростова занимаются организацией авторских туров по святым местам основных буддистских стран — Индия, Непал, Шри-Ланка. На праздник в Речное они привезли выставку реликвий «Дождь благословения». Самый старший экспонат родом из XII века — древняя цаца (форма из глины), найденная в индийском штате Бихар, на его территории Будда достиг просветления. Формировалась коллекция в течение 14 лет.

Однако больше всего гостей — из Калмыкии. Надежда Тихонова, общественница, продвигающая свою родную культуру, одета в национальный костюм: «Находясь в этом месте, чувствую радость, что наконец-то хурул открылся и будет жить. Кто более или менее продвинутые, даже приходя в пустой хурул, слышат, как идет молебен. Настолько стены хурула намоленные».

По интеллигентной Нине Кокшаевой заметно сразу — преподаватель. Ей 81, кандидат филологических наук. 40 лет проработала в Калмыцком государственном университете. И, конечно, это далеко не первая ее паломническая поездка. Более того, она не раз встречалась и общалась с Далай-ламой.

Сияющее лицо Будды

Раньше святыня встречала верующих, как пишет краевед Александр Марков, шелковыми полотнами с изображениями божеств. Пока все гораздо скромнее.

Впрочем, храм уже сейчас наполняют и украшают сами прихожане, помогают верующие из Калмыкии. Один из них, Вячеслав Тюрбеев, подарил статую Будды, установленную теперь на алтаре.

Моменты истории: тракторы против колоннады

С обеих сторон от входа в храм — остатки красной кирпичной кладки, над ней — заделанные решетками дверные проемы, ныне ведущие в пустоту. Это напоминание о том, каким был Хошеутовский хурул, когда его в 1814 году построил владелец улуса — села Речное еще не было — подполковник русской армии калмыцкий князь Серебджаб Тюмень в ознаменование доблестного участия калмыцкого полка в борьбе с войсками Наполеона.

К главному объему храма примыкала полуциркульная колоннада, а завершали ее две башни. Идея о создании на малой родине подобного монументального строения родилась у героя Отечественной войны 1812 года так: после победы Александр I пригласил Тюменя в Петербург для вручения наград, торжества проводились в Казанском соборе, и он поразил князя: дуги колонн напомнили родовой знак — натянутый лук. Кстати, эту эмблему и сейчас можно увидеть на кирпичах — там, где специально оставили неоштукатуренными стены.

Разрушили самую выразительную часть хурула в 1960-е — хотели использовать как материал для строительства. «Ой, как дергали. Гусеничными тракторами — ничего не могли сделать… Как поднялась пыль — часа полтора стояла, как завалили, воронкой крутилась, — вспоминает очевидец тех событий, живущая рядом с хурулом Анна Рябинина. — Хотели потом добыть кирпич. А здание крепко было построено, кирпичи не отдерешь. И вот потом они эти глыбы увозили куда-то, в полые воды».

Людмила КОЧИНА

Фото Максима Коротченко

Источник

Поделиться: