Кладбище хазарских мамонтов ищут на границе Астраханской и Волгоградской областей

Несколько дней назад этого года ученые и дайверы отправились на границу Волгоградской и Астраханской областей. Разведывательная экспедиция работала в районе Райгорода и Черного Яра. В сентябре-октябре начнется второй этап исследований с применением современной техники, пишет «Волгоградская правда».

В экспедиции объединились геологи и палеонтологи из Петербурга, а также волгоградские дайверы. Ученым интересно выяснить подробности возможного берегообрушения, а также провести палеонтологические исследования. Присутствие дайверов не случайно. По просьбе ученых они прибыли на короткое время, чтобы еще раз обследовать место, где были найдены самые масштабные в области останки древнего мамонта. Оползни в этом случае сыграли свою положительную роль: в осыпающихся обрывах можно обнаружить остатки древних растений и, как выяснилось, древних животных.

На глубину более 15 метров без акваланга и подводного фонаря не погрузиться, так как на глубине Волги слишком темно и много взвеси. Ныряльщики уверены: без специального прибора, отсасывающего песок, не обойтись. Он широко применяется в подводной археологии, но использовать его в поисках возможно будет лишь после подтверждения новой находки. Слишком, говорят, серьезные затраты. Но пока удалось обнаружить лишь фрагменты костей. Ученые исследуют зоны обрыва, в надежде найти в сколах еще что-нибудь интересное.

По версии палеонтологов, которая подтверждается конкретными фактами, в районе Светлого Яра проходили пути миграции древних животных. Потепление сменилось похолоданием, и слоны покрылись шерстью. А когда начали таять ледники, они стали продвигаться на север и дошли чуть ли не до Сибири. По сей день сибирские жители находят сохранившимися целые трупы и скелеты этих животных. Как убежден палеонтолог Ярков, в вымирании мамонтов повинны в большей степени древние люди.

С ним не согласен его коллега из Петербурга Алексей Покровский.

Хотя версию об уничтожении людьми мамонтов тоже отрицать нельзя. На черепе мамонтенка Жени, обнаруженного в Арктике, были раны, причиненные орудиями человека. Так что, подводит итог Покровский, возможно все. А то, что численность мамонтов не так уж и велика, факт.

Опередить «черных археологов», которые сделали останки древних животных средством незаконного личного обогащения – главная задача ученых. Экспедиционная лодка медленно движется вдоль берега. Обрывы рассматриваются в бинокль, фотографируются. Особое внимание приковано к месту, где уже обнаружили останки мамонта дайверы. Но «шоколадные» глины надежно прячут свои сокровища.

Уже сейчас разработана своеобразная «карта» возможных мест пребывания мамонтов. После подготовленного отчета планируется еще одна экспедиция с привлечением дайверов. Ее сроки определятся позже, одно можно утверждать точно – это будут осенние месяцы с более прозрачной волжской водой.

Источник