В астраханской таможне рассказали, как обнаружить контрафакт и санкционку

В астраханской таможне рассказали, как обнаружить контрафакт и санкционку

«Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И все, поди, без пошлины?» — так говоря о таможенной службе, сразу вспоминаешь одного из героев фильма «Белое солнце пустыни». Современные инспекторы, работая на благо страны и граждан и применяя при этом высокотехнологичные средства, выполняют много задач: от обработки тысяч таможенных деклараций добросовестных участников внешнеэкономической деятельности до пресечения ввоза в Россию запрещенных, нелегальных, а иногда и просто опасных грузов.

В преддверии Дня таможенника Российской Федерации корреспондент «Газеты «ВОЛГА» понаблюдал, как Астраханская таможня проводит свои досмотровые мероприятия. Эти ежедневные будни — лишь малая часть айсберга.

Щупальца «Спрута»

Десять утра. За забором со шлагбаумом — задержанная машина, синий Fiat с иностранными номерами. Инспектор Ильяс Туяков то склоняется над открытым капотом, то присаживается к колесу, обследуя авто с помощью досмотровой системы «Спрут». На телескопической штанге — камера, картинка передается на планшет. Не разбирая транспортное средство, специалист видит труднодоступные места. Все. И это не паранойя: иногда в автомобилях находят закладки с наркотиками или холодным оружием. Штанга выдвигается на 6 м, то есть ею реально досмотреть фуру, не прибегая к разгрузке, и обнаружить, например, за макаронами партию безакцизных сигарет.

В мобильном комплексе на базе Ford Transit на компьютеры пишется оперативное видео с другой камеры, дающей обзор всего процесса. Офис на колесах обеспечивает работу на выездах в недавно сформированной службе по контролю за ввозом и оборотом товара. Задача — проверять уже ввезенные товары и выявлять нарушения. За пять месяцев досмотрено три тысячи автомобилей. Рейды ежедневные. «У нас есть право остановки грузовых машин. Интересуют иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем», — поясняет начальник отдела Александр Гурин.

Таможенник Матильда

В Астраханском морском порту активно грузят бумагу. Судно, пришедшее в 6.00, готовится к отправке в Иран. Груз привычный. Еще отсюда часто отправляют зерно и лес. В 10.30 грузовой отсек частично заполнен. На борт по трапу вбегает, весело болтая длинными ушками, спаниель Матильда. У нее солидный ошейник с надписью «Таможня», поводок — в руке старшего госинспектора Максима Поскребышева. Дальше напарники поднимаются по крутой лестнице в капитанскую рубку. Требования к четвероногому таможеннику — сильный нюх (им обладают спаниели и другие охотничьи породы, овчарки, лабрадоры) и дружелюбный характер.

Если бы в каютах или подсобках было что-то неположенное, Матильда дала бы знать, поцарапав место «X». Но чисто. Стойкой собака показывает: осмотр окончен. На весь корабль нужен минимум час. «У нас посуточный график дежурств. Заступив, проверяем состояние здоровья собаки, инвентарь, определяемся с планом — в нем много выездов. Навыки постоянно совершенствуем, тренируемся, делая учебные закладки в разных местах и при разных условиях — время суток, температура воздуха», — объясняет Максим, возвращаясь к выходу из порта. За Старым мостом на рейде стоят, теряясь в дымке, еще много судов.
В астраханской таможне рассказали, как обнаружить контрафакт и санкционку
Кастеты в багаже

Полдень. В аэропорту «Астрахань» приземляется пассажирский рейс из Турции. Максим с напарницей уже здесь, и они снова в деле: Матильда обнюхивает багаж, пока он едет по конвейеру. Вновь ничего тревожного. Чемоданы один за другим выезжают в зал, где их уже ждут пассажиры. Досмотр с собакой для них остался за кадром, многие даже не подозревают, что за соседней стеной в воротах воздушной гавани работает таможенник-кинолог. А вот интроскоп — вещь знакомая. По принципу рентгена он сканирует багаж: на мониторе видно содержимое, подсвеченное цветом. Скажем, черный — металл, оттенки синего — камни.

Объемы с каждым годом увеличиваются: в 2018-м оформили 223 единицы воздушных судов, 39 тысяч человек пересекли границу и перевезли 326,5 тонн грузов и багажа. Поток большой, и работа таможенников на досмотре сродни поиску иголки в стоге сена. Так, за отчетный период предотвращены попытки ввоза холодного оружия — обнаружили четыре кастета.
В астраханской таможне рассказали, как обнаружить контрафакт и санкционку
Золотые кадры

Стену в кабинете начальника Астраханской таможни украшает карта вверенной территории: Астраханская и Волгоградская области, Республика Калмыкия, всего — 10 таможенных постов, четыре из них являются пунктами пропуска. Это самая большая зона деятельности в Южном таможенном управлении. Она сформировалась после реорганизации в 2012-м.

Но главное — кадры. Специалисты здесь трудятся годами: в таможенной службе крайне важен опыт. «При всем обилии технологических устройств, люди бесценны. Нужно знать и помнить много информации. Трудно сосчитать, сколько надо знать всевозможных тонкостей», — продолжает руководитель. Ведь спецификаций товаров — огромное количество. Инспекторы регулярно изучают их, учатся отличать подделки на курсах от правообладателей марок. Штат Астраханской таможни — более 500 человек. И у них есть предмет особой гордости: первые упоминания о таможенной службе в Астрахани датируются XVI веком, то есть она — одна из старейших в России, а мост на границе между Варвациевским каналом и Приволжским Затоном не зря называется Таможенным — в память о большой роли таможни в становлении города.

Людмила КОЧИНА

236 тысяч км2 — регион деятельности Астраханской таможни.

Источник

Поделиться: