Из Астрахани по ПривЖД едет ретропоезд

Он привозит Победу

Ярко-чёрный паровоз с алой звездой скользит по рельсам, клубя густым паром и оглашая всё вокруг гудками. А на перроне – море людей, встречающих солдат… Кадры исторической хроники, символизирующие победу в Великой Отечественной войне, оживают на станциях Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей, когда на них прибывает «Воинский эшелон».

Подлинные орудия

В ретропоезде шесть железнодорожных платформ с техникой времён Великой Отечественной войны (танки Т-34, Т-26 и Т-60, бронеавтомобили, зенитное орудие, гаубицы, БМ-13 «Катюша»), сценическая платформа, вагон-теплушка и знаменитые «лебеди» – паровозы серии Л (кстати, первоначально эти локомотивы, созданные в годы войны, ездили под литерой П – Победа) Формировали состав на станции Волгоград-2.

Проект «Воинский эшелон» реализует Приволжская железная дорога и музей «Сталинградская битва», и в этом сотрудничестве – его уникальность: жители даже самых отдалённых населённых пунктов и городов получают возможность увидеть подлинные музейные экспонаты, никуда не выезжая.

А вот вагон-теплушку, где воссоздан солдатский быт, изготавливали на базе обычного крытого вагона, дополнив интерьер деревянными нарами в виде спальных и сидячих мест, а также печью-буржуйкой, макетами оружия, шинелями и касками, ящиками для боеприпасов.

В маршруте 2019 года 33 станции. Это на пять больше, чем в 2018-м, когда впервые «Воинский эшелон» отправился в путь.

Танец с ветераном

Первыми ретропоезд поприветствовали жители Астраханской области – самого южного региона Приволжской магистрали. В нынешнем году он начал курсировать 8 апреля со станции Астрахань-1. Здесь, на перроне городского вокзала, состоялась премьера песни «Эшелон Победы» в исполнении местного певца Кайрата Шайхиева. Композицию написал видеооператор ПривЖД Роман Корнев, она станет гимном проекта.

Побудили взяться за перо Романа Корнева впечатления от прохождения поезда по маршруту в прошлом году.

Вернулись павшие герои…

Покинув областной центр, ретропоезд двинулся на север – на станции Харабали, Верхний Баскунчак, Владимировка.

Такие диалоги подтверждают: «Воинский эшелон» на верном пути. Задача проекта – показать не по книжкам, а вживую, как ковалась Победа, преподать подрастающему поколению, возможно, лучший урок истории в жизни.

Символичная ситуация получилась в городе Харабали: вместе с ретропоездом на станцию вернулись павшие в Великую Отечественную войну герои – с их портретами на сценической платформе прибыли ребята из поискового отряда «Харабалинец» школы №2.

Юность под разрывами бомб

Что такое бомбёжки, не понаслышке знают старожили Верхнего Баскунчака: как узловая станция, он регулярно подвергался атакам с воздуха.

Железнодорожники всей страны внесли свой весомый вклад в Победу, доставляя военнослужащих до мест назначения и обеспечивая войска всем необходимым – от техники до провизии.

92-летней Александре Золиной, трудившейся на железной дороге с 1943 года (ей тогда не было и 20-ти), «Воинский эшелон» напомнил о неспокойной юности.

Всё по-настоящему

Ретропоезд заходит на станции и уезжает с них своим ходом. Задействованные в проекте паровозы, можно сказать, ровесники Победы, так что организаторы продумали щадящий график: например, длительные стоянки, чтобы, как говорится, не загнать коня (техника может перегреться) или ограничение по скорости (не более 50 км/ч) даже на перегонах между станциями, когда ретро-состав подцепляют к современному поезду сопровождения проекта.

Обеспечивают движение «Воинского эшелона», постоянно находясь при нём, порядка 30 человек – от поваров и проводников, создающих быт «на борту», до специалистов по ремонту ретротехники. В целом же в проекте задействованы почти все службы и подразделения Приволжской железной дороги.

И, тем не менее, нештатные ситуации случаются. Так, в Астрахань «Воинский эшелон» прибыл усечённым составом – самый взрослый из двух паровозов, Л-2055, пришлось «закатить» на ремонт из-за неисправности колёсной пары. После того, как всё благополучно завершилось, он присоединился к поезду в Верхнем Баскунчаке.

Перекидать тонны угля

В каждую локомотивную бригаду входит по три человека – машинист, помощник машиниста и кочегар. В обычной жизни они водят современные поездов в качестве сотрудников ПривЖД. Чтобы попасть в экипаж ретро-поезда, проходили обучение и специальную практику.

Когда идут трёхчасовые праздничные мероприятия в городах и сёлах, члены экипажа, одетые в специально пошитую аутентичную форму, превращаются в настоящих звёзд: люди постоянно просят фото на память. И всё это не бутафория. Машинисты и кочегары носят синие кители и гимнастёрки железнодорожников 1940-х не просто так – трудятся не менее усердно, чем воевавшие предшественники.

Только одна бригада сдаёт смену, на дежурство в паровозную будку тут же заступает вторая: паровозы не должны «выключаться», в течение всех 38 дней пути. «Не выключаться» – то есть находиться в рабочем состоянии, не остывать. Определённую температуру поддерживают в том числе во время стоянок.

Яичница на лопате

Впрочем, на сложности – в том числе, на бытовые (только подумайте – прожить полтора месяца в вагонах-купе в спартанских условиях) – никто не жалуется. Уверяют: водить паровоз интереснее, чем современную технику: всё живое, не электронное, а значит можно ощутить руками настоящий труд. А ещё – пожарить яичницу в топке и угостить ею гостей праздников на станциях.

Но самое главное – то, что все, кто имеет отношению к «Воинскому эшелону», дарят частичку истории. Ретропоезд уйдёт, а у людей, приходивших встречать его, останется память от прикосновения к героическому прошлому страны. Прошлому, не подлежащему забвению.

Источник

Поделиться: