Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Картины известного француза – в Астрахани

Работы, благодаря которым можно не только познакомиться с творчеством художника Анри де Тулуз-Лотрека, но и вдохнуть атмосферу столицы Франции конца XIX – начала XX века… 31 января в Цейхгаузе Астраханского кремля открылась выставка уникальных литографий.

В память о роскошной поре

Собрание приехало из Санкт-Петербурга, из галереи «Арт Центр». Её организаторы на протяжении нескольких лет занималась приобретением из частных коллекций Франции и Бельгии литографий (графических работ) известного французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Коллекция окончательно сформировалась в 2012 году и с тех пор путешествует по России. В Астрахани она впервые.

Выставочный проект «Paris, Paris…» объединяет 52 литографии и одну книгу 1920 года выпуска, иллюстрированную работами Тулуз-Лотрека. Афиши легендарных парижских заведений, портреты танцовщиц и артисток кабаре, зарисовки из повседневной жизни, а также эпизоды из «цирковой» серии позволяют не только познакомиться с творчеством признанного мастера, но и прикоснуться к атмосфере роскошной и безмятежной поры истории Парижа, именуемой «Прекрасная эпоха».

В целом же Тулуз-Лотрек оставил огромное наследие – более 6 000 произведений. Это не только живописные полотна и литографские работы, но и небольшие зарисовки, наброски, этюды. Он не выходил из дома без художественных принадлежностей, поэтому мог отражать в своём блокноте жизнь Парижа такой, какой её видел. В кафе или на улице – он рисовал без конца, где бы ни находился.

Достаточно вспомнить, что Париж в конце XIX века проводил всемирные выставки, где находили своё отражение все достижения научного-технического прогресса – от фотоаппарата до эскалаторов.

Есть ещё одна причина посетить выставку «Paris, Paris…» (кстати, в Астрахани она пробудет до 22 марта). Анри де Тулуз-Лотрек был одним из родоначальников рекламы – того, с чем сегодня мы сталкиваемся каждый день. В коллекции есть много интересных афиш и постеров.

Анри де Тулуз-Лотрек: краткая биография

Французский мастер прожил мало – он умер в 37 лет. При этом период его активного творчества составил 20 лет.

1864 год – 24 ноября в фамильном замке в Альби в знатной семье рождается старший сын, его полное имя Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа. «Маленькое сокровище», наследник всех титулов и владений древнего и богатого рода, что сулит ему праздную и обеспеченную жизнь, типичную для людей его круга.

1878 год – происходит два несчастных случая. Анри, упав со стула, ломает левую ногу, а год спустя при тех же обстоятельствах и правую. С этого момента обе ноги Анри перестают развиваться, а его рост останавливается на отметке 152 см. Во время реабилитации мальчик увлекается рисованием. Его любимой темой становится цирк, куда он часто ходил со своим первым наставником – анималистом Рене Пренсто. Анри привлекают главным образом лошади, первоклассные наездники и наездницы, акробаты, жонглёры, воздушные гимнасты.

1882 год – переезжает вместе с матерью в Париж, где продолжается учиться в мастерских у художников: сначала у Леона Бонна, затем у Фернана Кормона.

1884 год – переселяется на Монмартр. Родительское состояние даёт ему возможность быть полностью независимым в творчестве. Анри окунается в ночную богемную жизнь, путешествует по Франции, также выезжает в Брюссель и Лондон.

1899 год – после падения на улице в состоянии сильного алкогольного опьянения помещён родными на два с половиной месяца в психиатрическую клинику близ Парижа. Диагнозы – алкоголизм, сифилис, переутомление. Реабилитация на побережье Бордо и в Гавре не помогает ему избавиться от алкогольной зависимости.

1901 год – возвращается в Париж совершенно больным и приводит дела в порядок. Уезжает на побережье Атлантики, где после инсульта его разбивает паралич. 9 сентября умирает в родовом поместье близ Бордо на руках у матери, не дожив до 37 лет несколько месяцев.

Ах, Париж, Париж!..

Не прижизненные, но тоже ценные

Насколько ценны экспонаты, входящие в состав выставочного проекта «Paris, Paris…»? Можно ли их считать оригиналами? На эти вопросы ответила научный сотрудник Цейхгауза Астраханского кремля, экскурсовод Кристина Сафаргалеева.

Ах, Париж, Париж!..

Заключение: признание после смерти

Он увековечил в своём искусстве обитателей самого богемного округа Парижа – Монмартра, где он жил и творил. Как ему, отпрыску аристократического рода, это удалось? Определённо, это был вызов всему респектабельному обществу. Открытое пренебрежение нормами и условностями морали.

Тулуз-Лотрек не питал иллюзий в отношении праздничной мишуры Монмартра: его работы предельно откровенны, и за показным блеском богемной жизни зрителям открывается истинное, не всегда приглядное лицо реальности.

Вряд ли бы кто-то сегодня помнил имена звёзд кабаре, если бы не образы произведений Тулуз-Лотрека. Их жизнь – яркая вспышка: несколько лет оглушительного успеха на сцене, а потом- забвение. Удивительная схожесть с судьбой самого художника, который прожил короткую и драматичную жизнь. Когда-то даже родственники, которым он дарил свои картины, просили его не подписывать их. А мать, отвечая на вопрос, кто её любимый художник, говорила: «Только не мой сын».

Оценён вклад Анри де Тулуз-Лотрека в мировое искусство был только после смерти. Конец гонениям, которым подвергались его работы, пришёл в 1922 году, когда в его родном городе Альби основали, на сегодняшний день обладающий одной из самых полных коллекций произведений этого теперь уже признанного мастера.

А что же литографии? Анри де Тулуз Лотрек смог привнести то радикально новое (особенно в «коммерческое искусство» уличного плаката), что оказало значительное влияние на формирование графического языка последнего десятилетия XIX века, эпохи блестящего расцвета литографии.

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Ах, Париж, Париж!..

Источник

Поделиться: