Юрий Куклачёв: «Ни один актёр не переиграет кошку»

В Астрахани прошло юбилейное шоу легендарного клоуна

После полуторачасового представления он вышел в фойе ТЮЗа вместе со зрителями и раздавал автографы до последнего желающего. А автограф – необычный: большая буква «К» и кошачья мордочка. И лишь потом отправился в гримёрку, где сменил яркий сценический костюм на удобный халат, принялся стирать грим влажными салфетками и отвечать на вопросы корреспондента «Газеты ВОЛГА».

Юрий Куклачёв. Немного уставший, но всё равно тепло улыбающийся и изучающий позитив, добро. Ведь это – основа его творческой и жизненной философии.

Как Макдоналдс, только в культуре

— Юрий Дмитриевич, в Астрахань вы приехали с юбилейным туром своего знаменитого Театра кошек. Как изменился театр за 30 лет богатой истории?

— Когда мы начинали в 90-е годы, всё-таки это был переход из цирка. В основном мы уделяли внимание трюкам. Мы ставили по сути цирковые номера – когда сами, а когда приглашали артистов из цирка (жонглёров, эквилибристов).

А потом, постепенно у нас изменился взгляд на наш театр. Мы поняли, что наш Театр кошек – это не трюк. Удивить трюком здесь не главное. Главное – идея, сюжет. То, что ты хочешь сказать публике. Мы долго перестраивались. Потом поставили первый спектакль – о Щелкунчике. Но в нём было мало кошек. Потом мы увеличили количество кошек.

— Сколько сейчас у вас пушистых артистов?

— Совершенно верно, мы называем наших кошек на иначе, как артистами. И их у нас 200! Они живут в специальных кошачьих апартаментах – есть апартаменты в русском, в японском стиле, в стиле хай-тек. Правда, вывезти на гастроли всю нашу четвероногую труппу невозможно – это большие расходы.

— Каковы кошки как артисты?

— Скажу так: ни один – даже самый великий актёр – не переиграет кошку.

— Что ещё причисляете к своим главным достижениям?

— Я создал династию. У меня получилось, как у Дина и Мака Макдоналдов. Только они придумали быстрое питание. А я – зрелище, равных которому нет в мире.

Мои дети – Дима, Вова, Катя… Каждый из них имеет свой спектакль неповторимый. Катя создала «Кошки в гостях у Бабы Ёжки». Это настоящий рок-н-ролл! Дети кричат, участвуют! Очень живой спектакль. А Вовочка, артист балета, привнёс в театр академическую хореографию – поставил на нашей сцене классический балет. А какие уникальные сюжеты у Димы! И они не повторяют папу: каждый творит по-своему.

Белая и пушистая дипломатия

— Как ваш коллектив встречают заграницей?

— Везде, где бы мы ни были – США, Канада, Япония, Франция, Германия, – мы становимся сенсацией. Нас признают везде, куда бы мы ни приехали. Нас приглашали в гости, к себе домой первые лица государств. Среди них – Жак Ширак. Мы дружим с известными артистами. Например, с Бельмондо. Наш театр – как невидимая дипломатия.

— И в чём его дипломатическая миссия?

— Показать, что в нашей стране живут добрые люди. Мы не занимаемся политикой. Но наша работа – это большой политический вклад.

— Значит, в основе ваших спектаклей – идея добра?

— Через животных, через любовь к ним мы находим путь к сердцу и ребёнка, и взрослого. Поэтому наш театр семейный. Мы же создаём праздник атмосферы. И через это – через любовь к животным, через прикосновения, ощущения – мы строим спектакль. Мы призываем жить по совести всё наше выступление. Это разговор очень серьёзный.

— Жить по совести для вас – это каким образом?

— Люди вывели, что физический мир имеет свои законы – закон тяготения и другие. Духовный мир тоже имеет свои законы. Вот как вы хотели бы, чтобы к вам относились? Также и относитесь к другим. Не обижайте – и вас обижать не будут. Не сплетничайте, не осуждайте – и к вам будут относиться снисходительно. Но это очень сложно… Мы же все друг друга осуждаем…

Люди на духовном уровне теряют барометр. Ведь главный навигатор у всех – у премьер-министра, у школьника, у олигарха, у дворника – один. Это внутренний голос. Это совесть, которая подсказывает, скребёт, кусает. Но можно жить и без неё. Жить по принципам выгоды, удобства, рациональности, теряя душу. Когда так происходит – это самое страшное.

— Так долго заниматься одним делом – и не выгорать, не терять интерес. Всегда выходить к публике с улыбкой, быть энергичным. И это притом, что вы и сами в прошлом году отметили юбилей – 70-летие. Как у вас это получается? Откуда берёте силы, жизненную энергию?

— Всё в голове. Мы и с женой прожили 50 лет и не потеряли друг к другу интерес, хотя сейчас все вокруг пропагандируют так называемые гражданские браки – поживите, попробуйте, потусуйтесь. Важно то, что внушит себе сам человек. Если ты решишь, что это дело, этот человек тебе важны и интересны – так и будет. И сейчас, и спустя много лет.

Открыть в себе духовность

— Вы не только артист, но и общественный деятель. Создали «Школу доброты», продвигаете и культивируете идею добра…

— Кошки помогли. Ведь кошку невозможно заставить что-то делать. Мы не употребляем слово «дрессировка». Только в атмосфере любви, доброты это животное раскрывается.

— Так вот. Что вы сами понимаете под добротой?

— Доброта – это главный элемент духовного мира. Люди, будьте добрее! Доброта спасёт мир. Поэтому я и написал книгу «Духовная кулинария».

Психологи… Знаете, что слово «психо» означает «душа»? Но ни в одной книге разговор об этом даже не ведётся. Этого слова – душа – нигде нет! Психологи сами стали будто больные, психанутые. Это очень неправильное отношение. Но так построена жизнь. А на самом деле без огромной работы на духовном уровне – никуда.

— На ваш взгляд, каковы основные принципы доброты?

— Искренне помогать людям, быть им полезным, причём не требуя за это благодарности. Доброта проявляется только в делах и поступках. Проявлять терпимость и такт, доброжелательность и искренние чувства во взаимоотношениях с окружающими. Сопереживать, сочувствовать. Независимо от настроения, излучать тепло и свет. Отказываться от порицания людей за ошибки, необдуманные поступки. Позитивно относиться к окружающему миру, не быть злопамятным.

— Что нужно, чтобы воспитать душевных, духовных людей? Как отец троих прекрасных талантливых детей, как любимец детской публики, вы, наверняка, знаете секрет.

— Яблоко от яблоньки не далеко падает. Нужно очень много работать над собой, чтобы ребёнок не впитал всё негативное, что у тебя есть. Ты же можешь проанализировать свою жизнь, своё отношение. Изменить что-то. Потому что ребёнок всё берёт как лакмусовая бумажка берёт. И когда ты начнёшь заниматься с ребёнком, сам начнёшь расти. Ещё в воспитании никуда без силы воли, силы духа. Надо быть внимательным, наблюдательным. И учить всему этому детей.

Свой мозг нужно постоянно развивать. Искать в себе таланты. Будешь просто ждать – так и прождёшь до 50, до 70 лет. А ты ищи в себе, ищи. Сейчас ищи. Не теряй время.

Справка

Юрий Куклачёв родился 12 апреля 1949 года в Московской области. Советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986).

Среди наград – приз «Серебряный клоун» Международного конкурса артистов цирка в Монте-Карло (1985), Орден Дружбы (1994), национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина в номинации «Детская книга» за серию книг «Уроки доброты» (2008), Орден Почёта (2019).

Кстати

В течение семи лет каждый год Куклачёв пытался поступить в цирковое училище, но безуспешно. Так что первое время он был простым печатником в типографии «Молодая гвардия», а по вечерам, не теряя веры в детскую мечту о профессии клоуна, занимался в народном цирке при доме культуры «Красный Октябрь».

«Изюминку» своих цирковых номеров артист нашёл случайно. Однажды на гастролях он подобрал бездомного котёнка – забрал домой и назвал Кутька. Наблюдая за повадками питомца, Куклачёв попробовал научить его цирковым трюкам. Получилось. С Кутьки началась история легендарной цирковой труппы Куклачёва.

Источник

Поделиться: