Андрей Шихов: «Итальянцы не верили, что я рисую в Ватикане»

Андрей Шихов: «Итальянцы не верили, что я рисую в Ватикане»

Астраханцы гуляют по садам Папы Римского. С помощью картин

Он не просто смог увидеть красоту закрытой территории, а запечатлел ее в своих живописных работах. И стал единственным россиянином, получившим разрешение писать места, по которым гуляет Папа Римский.

В итоге родилась выставка «Тайные сады Ватикана». Пока шел монтаж в Цейхгаузе Астраханского кремля, ее автор, уральский художник Андрей Шихов дал интервью «Газете ВОЛГА» — сидя прямо на полу выставочного зала, среди лестниц, инструментов и пока еще не распакованных картин.

Пером по дорогой бумаге

— Как вам удалось получить разрешение работать в садах Папы Римского?

— Пришлось делать запрос в папскую администрацию. Все по старинке — на хорошей бумаге, от руки, по традиционной почте: в Риме есть специальный ящик, куда помещают корреспонденцию для Ватикана. Через две недели мне пришло приглашение на переговоры.

— А дальше?

— Прихожу в назначенное время. Меня встречает высокий-высокий-превысокий молодой человек в черной сутане. Как оказалось, он является второй рукой папы Бенедикта XVI — отвечал за его поездки, переговоры, встречи. Выслушав меня, он сказал: «Знаете, а по-моему, вы будете единственным русским художником лет так за 250, которого пустят работать в Ватикан».

— На какой срок в итоге выдали разрешение?

— На месяц. Я работал с 10:00 до 15:00, но не позже, потому что после трех часов папу вывозили на прогулки, и, естественно, на территории Ватикана никого не должно быть. Писал картины быстро. Это работы пленэрные, а ла прима, что называется. За пять часов успевал сделать одну-полторы работы. Но к концу месяца понял: не выходит всего проекта, всего объема, всего, чего я хотел и задумывал. Опять та же процедура — настырно пишу письмо. Вновь разрешили.

— И как вам сады Папы Римского?

— Они роскошны. Разнообразные диковинные растения, необычные архитектурные элементы, море роз… Но хочу сказать: то, что я увидел в Астрахани на территории Цейхгауза и кремля в целом, по дизайну здесь ничем не хуже.

Приветствие от гвардейцев

— С чего начинался ваш рабочий день в Ватикане?

— Я входил через ворота Святой Анны, предъявляя пластиковую карточку с моей фотографией. Меня приветствовали швейцарские гвардейцы, одетые в средневековую форму. Мне говорили: «Buongiorno, signore pittore», что значит: «Добрый день, сеньор художник». У меня вырастали крылья, и я мчался работать над новой картиной.

— Такая серьезная одухотворенная обстановка… А комичные ситуации были?

— В обед солнце припекало, жара. И я заснул прямо во время работы. Очнулся, когда уже было без пяти три. Секунды неумолимо бежали, а территория Ватикана огромная — ее не покинешь так быстро. Слышу, по цепочке начинаются хлопки: один, второй, третий… Резко встаю. Меня видит гвардеец и машет мне рукой: уходи быстрее! Собираю краски, бегу. Буквально перед выходом едва не столкнулся с кортежем Бенедикта XVI.

— Как реагировали на ваш проект друзья, однокурсники?

— Итальянцы не верили, что я пишу картины в Ватиканских садах, удивлялись: «Нас туда не пускают, а тебя пустили». Я предлагал прийти посмотреть, что творится у меня дома: множество работ (всего их в серии 57) висели едва ли не на потолках моей маленькой съемной квартиры.

Андрей Шихов: «Итальянцы не верили, что я рисую в Ватикане»

Цель — приватные покои

— Итак, вы проработали два месяца в садах Папы Римского — апрель и май 2009 года. Сделали для себя выводы о том, почему такие прекрасные ландшафты решили скрыть от глаз посторонних?

— Думаю, в первую очередь в целях безопасности. Ну и в какой-то мере ради комфорта Папы Римского. Я писал свою серию при папе Бенедикте XVI. Он не особо любил внимание.

А вообще, мне повезло: я застал трех пап. Когда я приехал в Италию, папой был еще Иоанн Павел II. Он умирает, на пост приходит Бенедикт XVI. А потом я увидел еще и третьего папу! Можете себе представить? Нынешний папа Франциск более открытый и продвинутый. Сейчас можно заказать экскурсию по Ватикану. Но это лишь час-полтора. Туда, куда заходил я, экскурсовод никогда не заведет.

— То есть для вас в Ватикане не осталось ничего тайного?

— Естественно, еще есть тайны. Сейчас у меня идея — написать еще один запрос, попроситься уже в приватные покои Папы Римского. Это будет гораздо круче.

— Откуда такой интерес к жизни римских пап?

— Посмотрите сериал «Молодой папа», вышедший в 2016 году. Вы многое поймете. Жизнь папы римского — это же тайна! И ты через свое творчество ее раскрываешь. Это всегда интересно.

Андрей Шихов: «Итальянцы не верили, что я рисую в Ватикане»

На стажировке у великого фотографа

— Чем еще запомнилось время учебы в Италии?

— Отучившись два года в Риме, я поехал в Милан — там тоже есть кампус моего вуза. И вот тут началось… Модные показы, знакомства с крутыми специалистами из мира моды!

— Например?

— С величайшим фотографом Оливьеро Тоскани. Я два дня стажировался у него в мастерской. Он прославился неординарным подходом к фэшн-съемке.

Его фотографии — всегда скандал, резонанс. Скажем, знаменитая серия, где он запечатлел настоящие сердца людей разных рас, тем самым показав — все мы равны. Это был настоящий вызов для мира моды, для человечества. Кстати, он дал мне важный совет: не делать что-то одно — работать серией.

— Чем отличается российское и итальянское образование в сфере искусства?

— В наших вузах не учат продавать свое творчество. Там — учат. Все профессоры работают в крупном бизнесе — дизайнерами, декораторами, архитекторами. И первое, что они говорят студентам: «Всегда думайте о том, как вы это продадите. Даже маленький объект — это уже продукт».

Итальянцы умеют продавать и делают это красиво. Необязательно быть бедным гением. Можно и реализовывать свои идеи и при этом зарабатывать.

Андрей Шихов: «Итальянцы не верили, что я рисую в Ватикане»

Справка

Андрей Шихов окончил Свердловское художественное училище имени Ивана Шадра.

Продолжил образование в Италии, в Риме и Милане, с 2007 по 2012 годы учился в Институте европейского дизайна на кафедре интерьеров и сценографии. Сотрудничал с Домами моды в Милане и Неаполе, был официальным фотографом двух Домов — Gattinoni и Abed Mahfouz.

Соучредитель арт-фонда MomArtFoundation.

Источник

Поделиться: