Что было до кино?

Что было до кино?

В Астрахани завершает работу выставка по истории анимации

Если бы не эти изобретения, человечество, возможно, никогда бы не получило кинематограф. Выставочный проект «До кино», созданный командой казанского творческого центра «Мастерская братьев Васильевых», рассказывает об истории анимации во всех подробностях, от и до – от фенакистископа и до праксиноскопа.

Впереди – большой музей

В экспозиции порядка 300 экспонатов: как подлинных анимационных и оптических игрушек XIX-XX веков, так и их увеличенных интерактивных копий. Сначала выставка прошла там, где родился этот проект – в Казани. А затем уникальное собрание отправилось в путешествие по России: сначала – в Чебоксары, затем – в Астрахань на целых два месяца, август и сентябрь. До 27 числа экспозиция гостит в Цейхгаузе Астраханского кремля.

Серия выставок «До кино» – один из этапов на пути к ещё более масштабному проекту. К концу 2021 года Роман и Максим Васильевы откроют в Казани тематический музей, посвящённый истории анимации. Ну а пока они готовят новые экспозиции. Так, на следующей выставке представят исключительно «волшебные фонари» (аппараты для проекции изображений) разных видов и форм.

Что было до кино?

На вопрос «Есть ли у вас конкуренты в России?» братья-близнецы, влюблённые в анимацию (кстати, в проекте каждый из них отвечает за свой большой блок, но об этом позже), с уверенностью заявляют:

— Конкурентов у нас нет, мы заняли свою нишу, выбрав узкую тему и раскрыв её во всей полноте. В Москве есть выставочные проекты, посвящённые анимации в целом. Мы же берём только XIX век – время наиболее бурного развития анимации. И, кроме того, мы делаем ставку на интерактивность – на то, чтобы люди делали что-то самостоятельно. Крутили, вертели экспонаты сами руками.

Посмотреть мультик XIX века

Роман отвечает за техническую часть, создаёт увеличенные копии оригинальных игрушек. Они формируют интерактивное пространство выставки. Тем самым дети и взрослые могут просматривать своеобразные мультфильмы XIX века.

Что было до кино?

— Все интерактивные приборы мы создали сами. У нас своё оборудование. Своя команда, которая работает над всем этим, – говорит Роман Васильев. – Любой интерактивный экспонат – это упрощённое схематичное представление того, что было в XIX веке. Мы не повторяем аппараты в таком виде, в каком они были сделаны изначально, но функционально они повторяют старинные приборы, чтобы человек мог подойти, потрогать и понять, как работало то, что непосредственно рядом стоит в витрине в историческом формате.

Один из самых интересных экспонатов – аппарат, где при ярком освещении мы видим дневной вид картинки, а при контровом освещении – либо ночной вариант, либо картинка меняется полностью. Этот интерактивный прибор показывает, как работала полиорама. Слайды и освещение можно менять. Особенно интересны слайды, в которых есть дырочки: в ночном варианте загораются звёзды и луна, благодаря тому, что проделаны дырки, которые мы не видим – просто не обращаем на них внимание – в дневном варианте. Карточки подлинные, исторические. То есть это интерактивный прибор, но с исторической составляющей.

Что было до кино?

За раритетами – на край света

Максим ведёт активную коллекционную деятельность, собирает антикварные раритеты родом из позапрошлого века в буквальном смысле по всему миру. Многие из подлинных предметов привезены из США, Англии и Франции. Коллекция формировалась целых семь лет. На сегодняшний день собрание анимационных и оптических игрушек считается самым крупным в России. Некоторые экспонаты едва ли не единственные в своём роде на всю страну.

Что было до кино?

— Антикварные приборы покупаю с помощью интернета, – делится Максим Васильев. – Это непросто. Некоторые сложно находятся. Нужно долго ждать, когда они появятся в продаже. А некоторые стоят очень дорого. И за некоторыми нужно самому ехать, потому что многие коллекционеры не выкладывают в сеть фотографии раритетов. Из Франции, из Испании я привозил экспонаты лично. Мои знакомые, живущие в Лондоне, присылали мне экспонаты оттуда.

Первый прибор, который показывал полноценную анимацию, это фенакистископ. Он представляет собой диск, на который нанесено двенадцать фигурок. И есть двенадцать щелей. Если развернуть картинку к зеркалу, а самим смотреть с обратной стороны, предварительно раскрутив диск, можно увидеть сквозь щели, как движутся фигурки. Механизм придумал в 1832 году физик Жозеф Плато. С тех пор идёт развитие различных приборов, которые показывали полноценную анимацию: уже спустя 60 лет, в 1892 году Эмиль Рено создал аппарат, который проецировал анимационные ленты.

Что было до кино?

Восполнить пропущенный фрагмент

— Мы аккуратно хронологически разматываем ленту истории: от первых иллюзий, которые привели к анимации (как люди догадались совмещать кадры?) мы приходим к полноценной анимации – к современности, – уверяют братья Васильевы.

Что было до кино?

Выставка «До кино» позволяет проследить, как из старинных изобретений рождалась современная анимация, как совершенствовались изобретённые изначально принципы. Так, Эмиль Рено в своих аппаратах первым додумался разделять фон и героя: теперь фон не нужно было перерисовывать много раз – нарисовал один раз, и герой по нему «ходит». Этот принцип используется до сих пор в абсолютно любом мультфильме – будь то компьютерная или рисованная анимация.

Кино и анимация тесно взаимосвязаны. Старинные анимационные приборы постепенно соединялись с кинематографией, и все это в итоге привело к появлению первых кинокамер. В выставочном проекте рассматривается именно этот этап бурного развития анимации – вплоть до первых кинопоказов братьев Люмьер.

Что было до кино?

Кстати

Заграницей в XIX веке анимация была доступным развлечением. Только что изобретённые игрушки стоили дорого, но потом эти изделия моментально копировали – выпускали игрушки худшего качества, и они шли на рынок буквально за бесценок. И, кроме того, к каждому новому изобретению взрослые постепенно теряли интерес и аппараты для анимации переходили в формат детских игрушек. Скажем, сложно представить, чтобы во второй половине XIX века в Англии у какой-нибудь семьи не было стереоскопа.

В Россию же анимационные игрушки пришли довольно поздно. Здесь сразу, с начала XX века стало развиваться кино. Кинокамеры быстро, буквально в первый же год попали в Россию, и в этой сфере уже есть громкие имена и изобретения именно отечественного происхождения. А вот то, что было до кино, страна, по сути, пропустила, и эта история – история анимации – не особо известна. Теперь пропущенный фрагмент восполняют братья Васильевы.

Источник

Поделиться: