Он сопровождал Гагарина в путь

Он сопровождал Гагарина в путь

20 октября 100 лет со дня рождения создателя космического скафандра

Имя астраханца Федора Востокова вписано в летопись покорения космоса золотой строкой: наш земляк считается создателем первого в мире космического скафандра.

Главный по «здоровью» истребителей

Свою судьбу с небом Федор Анатольевич связал в 1937 году, когда после окончания средней школы 16-летний парень по сталинскому спецнабору был зачислен в Военную школу авиационных механиков, что находилась в Вольске.

Во время Великой Отечественной войны, на которой был с первых дней, Востоков отвечал за «здоровье» самолетов, только с каждым разом уровень его ответственности возрастал: осенью 1941 года он был в должности техника звена, зимой 1942-го — эскадрильи, с конца лета того же года — начальника подвижных ремонтных мастерских авиаполка. Вместе с однополчанами астраханец принимал участие в обороне Москвы, прорыве блокады Ленинграда, освобождении Украины. Войну Федор Востоков окончил в звании капитана и еще несколько лет служил в Вооруженных силах СССР.

После увольнения из армии он вместе с семьей переехал в подмосковный поселок Томилино, где с 1952 года стал работать на авиатехническом заводе № 918.

Он сопровождал Гагарина в путь

Полигон, космодром

Основным направлением работы предприятия было защитное снаряжение летчиков военной авиации. Но вскоре после прихода Федор Анатольевич вместе с группой инженеров стал выполнять «непрофильные» заказы — например, по разработке систем жизнеобеспечения и скафандров. Причем на первых порах все было каких-то странных, малых размеров.

Загадка быстро разрешилась: образцы предназначались для собак, которых запускали в стратосферу на геофизических ракетах. Потом Востоков стал регулярно направляться в командировку в родную Астраханскую область. Точнее в Капустин Яр, где на полигоне производились запуски собачьих экипажей.

Но с 1960 года маршрут командировок изменился — теперь все чаще Востоков ездил на космодром Байконур в Казахстане. И задание было иное — создание скафандра и рабочего кресла для человека-космонавта.

Он сопровождал Гагарина в путь

Требования для СК-1

17 апреля 1959 года завод № 918 получил от Особого конструкторского бюро № 1 техническое задание на разработку и изготовление скафандра с аварийной системой кондиционирования воздуха.

Главным ответственным за данный проект назначили начальника конструкторско-производственного комплекса Семена Алексеева, но по сути скафандром занимался Федор Востоков.

За основу были взяты авиационные скафандры серии СИ («Скафандр истребителя»), в которые уже был заложен ряд характеристик, подходящих для полета в космос.

В сентябре 1960 года было окончательно подписано техзадание на скафандр, получивший индекс СК-1 («Скафандр космический № 1»). Он отвечал выдвинутым ОКБ-1 основным требованиям: безопасное пребывание в разгерметизированной кабине до 5 часов на орбите; защита при катапультировании на высоте до 8 км и скоростном напоре до 1 800 кг на куб. см; сохранение жизни после приземления при пребывании в течение 12 часов в холодной воде и в течение 3 суток при температуре до -15 градусов Цельсия.

Главное достоинство СК-1 (и в том немалая заслуга Федора Востокова) — простота с его облачением: скафандр одевался с помощью одного человека за 5-7 минут, а снимался самостоятельно.

Первые скафандры шились по размерам отобранных для полета космонавтов: Юрия Гагарина, Германа Титова и Григория Нелюбова. К концу 1960 года было изготовлено 8 скафандров.

Он сопровождал Гагарина в путь

Кому — земная слава, кому — орден

И вот наступило 12 апреля 1961 года. За четыре часа до старта в лабораторию завода № 918 на Байконуре прибыли Юрий Гагарин и Герман Титов вместе с сопровождающими их инструкторами и руководством. Они прошли медосмотр, после чего началось одевание скафандров.

Начальник бригады завода № 918 Федор Востоков вместе с представителями ОКБ-1 находился на верхней площадке стартового комплекса площадки № 1 космодрома. Он и инженер-конструктор Олег Ивановский помогли Гагарину устроиться в катапультном кресле, Востоков подключал его скафандр к системам жизнеобеспечения и связи.

А потом был тот самый легендарный полет на 108 минут, сделавший нашу страну первой в покорении космоса, а Юрия Гагарина — личностью, которую знал каждый человек на Земле. Что же касается нашего земляка, то «за успешное выполнение специального задания Правительства по созданию образцов ракетной техники, космического корабля-спутника «Восток» и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту инженер-конструктор завода № 918 Государственного комитета по авиационной технике при Совете Министров СССР Востоков Федор Анатольевич награждается орденом Трудового Красного Знамени».

Он сопровождал Гагарина в путь

Не сдерживал активность души

После этого Востоков продолжал работать над усовершенствованием СК-1. В его скафандрах совершили полет Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский. Для первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой в 1963 году был изготовлен скафандр новой модификации СК-2, учитывающий особенности женской анатомии и физиологии.

В 1997 году Федор Анатольевич ушел на пенсию. Но, находясь на заслуженном отдыхе, Востоков не сдерживал активность своей души: всесторонне занимался общественной деятельностью, участвовал в работе Совета ветеранов войны и труда НПП «Звезда» (так теперь стал называться завод № 918). А бывая в родных астраханских краях, участвовал в работе местного планетария и помогал ему с выставками, посвященными Великой Отечественной войне и Дню космонавтики.

Уже десять лет нет с нами этого замечательного человека. Но память о нем мы должны сохранить не только для себя, но и для последующих поколений. Ведь далеко не каждому дано вписать свое имя в звездную летопись…

Он сопровождал Гагарина в путь

Справка

Федор Востоков родился 20 октября 1920 года в Астрахани. До 1925 года семья Востоковых жила в селе Красный Яр, а затем они вновь переселились в Астрахань.

В 1937 году поступил в Военную школу авиационных механиков в Вольске (Саратовская область), которую закончил через два года. До войны работал авиатехником в одной из воинских частей.

В годы Великой Отечественной войны был в составе 487-го (с осени 1943-го — 146-ого гвардейского) истребительного авиаполка 9-го авиакорпуса. Окончил войну в звании капитана и должности начальника подвижных ремонтных мастерских авиаполка.

В 1956 году демобилизовался, переехал с семьей в поселок (ныне — город) Томилино Московской области, где поступил работать на завод № 918 Госкомитета по авиационной технике, став вскоре ведущим инженером-конструктором.

Умер 9 ноября 2010 года. Урна с его прахом захоронена в Москве, в колумбарии Донского кладбища.

Награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Киева», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За доблестный труд».

Источник

Поделиться: