2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась разгромом врага

Великий перелом

Почти восемь месяцев слово «Сталинград» тревожно звучало во всех сводках. Именно у этого города на Волге шла битва, которую впоследствии назвали переломной во всем ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны.

От Москвы к Волге

К концу ноября 1941 года немцы на некоторых участках фронта смогли подойти к Москве на расстояние до 20 км. Однако Красная армия смогла не только отстоять столицу, но и отбросить измотанные немецкие войска на 250 км. Однако именно взятие главного города страны обуславливает победу и деморализует противника. Поэтому советское командование предполагая, что немцы продолжат наступление на Москву, сосредоточило на этом направлении главные силы. Но немецкое командование решило захватить южные районы СССР, овладеть нефтеносным Кавказом и житницей страны Кубанью. То есть нанести удар по топливной и продовольственной составляющей. Стремительное наступление началось в июле 1942 года, и на пути захватчиков встал Сталинград.

Вспомним всех поименно

Как свидетельствуют исторические документы, на момент прорыва немцами обороны Красной армии и быстрого передвижения в теплое время года по донским степям, город жил под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!»: население эвакуироваться не спешило, предприятия работали на оборонку, в полях шла уборка урожая силами тех, кто не ушел воевать. А пришла беда, люди как один поднялись на защиту родного города. И очевидцы свидетельствуют, что не так уж и неожиданно фашисты пришли под Сталинград. Во всяком случае, копать противотанковые рвы, окопы, строить блиндажи и другие оборонительные укрепления начали еще в конце 1941 года. Об этом можно прочесть в книге воспоминаний, которая была издана в 2007 году к 380-летию Черного Яра и 40-летию Краеведческого музея. В нее вошли не только материалы экспозиции музея, но и выдержки из статей, опубликованных в районной газете, сведения, собранные школьниками к 40-летию Победы. Но и самое главное — впечатления участников обороны Сталинграда, которые тогда, 14 лет назад, были живы, детей войны, видевших многое своими глазами, письма с фронта. Таковых свидетельств немало. Черноярский район входил в состав Сталинградской области и находился практически «под боком» у города. В первые же дни боев туда отправились около 2,5 тысяч парней и девушек, у которых наступил призывной возраст, кто добавил себе пару годков и те, у которых этот возраст давно уже закончился.

Страшные бомбардировки разрушили целые кварталы и унесли жизни не только солдат, но и гражданского населения. Бой шел за каждую улицу, за каждый дом, за Мамаев курган, который был главенствующей над городом высотой. Воюющих с обеих сторон иногда разделяло несколько десятков метров или стена дома. Часто бои переходили в рукопашные схватки. Большой урон врагу наносили снайперы.

Нет семьи, где нет героя

Это официальные данные. Что творилось на самом деле, нам, черноярским мальчишкам и девчонкам, передается из поколения в поколение, как героический эпос, которому всего-то 77 лет — одна не слишком длинная человеческая жизнь. Потому что в районе практически нет семьи, которая хоть как-то не была причастна к тем страшным событиям. Воевали, рыли окопы, работали, ухаживали за ранеными, хоронили погибших. Не думали тогда, что совершают бессмертный подвиг. Не исключение и моя семья, потому что я родом из Черного Яра, и воевали деды — два родных и четверо, как я их называла, двоюродных. Один из них Иван Борисов 1911 года рождения работал в противочумной станции на полуторке. Вместе с ней он и отправился на фронт, поначалу в Белоруссию. Попал в механизированный полк по ликвидации прорывов противника. «После первого же боя с превосходящими силами немцев от нашего полка осталось 19 человек, — вспоминал дедушка Ваня. – Меня и нескольких товарищей моя машина спасла, удалось вырваться к своим. А тут на малой родине назревали грандиозные события. Нас перебросили в Сталинград. Что там творилось все знали. Первые части пришли — полегли. Немец тогда здорово пёр. Вторые соединения фашисты тоже встретили шквальным огнем и бомбардировками. Мне и здесь повезло — повоевал и жив остался».

Ивану Борисову повезло в том, что он видел победу на Волге, но не посчастливилось на Курской дуге, где отважный шофер пересел на «ЗиС». «Одиннадцать суток наш взвод из 42 человек оборонял свой участок, и тут меня крепко ранило. В госпитале 7 осколков извлекли». Там Иван Борисов узнал, что из взвода осталось в живых двое. Подлечившись, дед сменил «не глядя» автомобиль на танк, дошел до Берлина и за бой у Бранденбурга получил очередную награду — орден Красной Звезды. На гражданке был долгое время водителем первой после конной тяги пожарной машины. Умер в возрасте 93 лет, оставив после себя хорошую память: трех детей, семерых внуков и, затрудняюсь посчитать, сколько правнуков — моих четвероюродных племянников и племянниц.

Глаза пугали, а руки делали

Маме моей в 1942 году было 7 лет. Ее воспоминания — страх, грохот, самолеты, бомбежки, сидение в погребе, скудная еда. Наверное, они передаются генетически. Мне часто снятся такие сны — из-за Волги летят самолеты, и я точно знаю, что это не наши, прячусь в каких-то развалинах, стреляю из винтовки, куда-то бегу. Говорят, что это фильмы «виноваты». Может и так. И пусть это будут сны и фильмы, а такие вот воспоминания не повторятся никогда. «Волга горела. Нам сказали, что это не вода, а горючее после разбитых кораблей и барж. Трупы вылавливали взрослые, а мы, дети, смотрели с ужасом. Особенно мне запомнилось, как вытащили мертвую женщину, а к ее животу были привязаны тела двух малышей». Это писала Нина Петровна Мельшина для книги воспоминаний. Костя Черепахин будучи подростком, помогал отцу — охраннику Госбанка возить в Сталинград деньги, а оттуда оборудование для изготовления валенок для солдат. Мальчик видел пленных, грязных и оборванных немцев и твердо уверовал в нашу победу. Четырнадцатилетний Миша Райков из Вязовки работал на заводе, где собирали «тридцатьчетверки», делали мины и пулеметы. Ему доверяли перегонять боевые машины к месту отправки на фронт. Борис Глинчев с 10 лет стал помогать отцу плотничать, а школьником вместе с одноклассниками работал в госпитале. Дети ухаживали за ранеными, стирали белье и бинты, пахали, сеяли, собирали металлолом для фронта. 12-летний Борис отправил на строительство Сталинградской эскадрильи 810 рублей, заработанных в колхозе. И таких воспоминаний множество. Нетрудно представить, как радовались черноярцы победе под Сталинградом — в ней была и их заслуга.

Сталинград стал Волгоградом, наш район — частью Астраханской области. Нет в живых ни одного ветерана — участника обороны волжской цитадели. Но по-прежнему сохранилась традиция: поездки на Мамаев курган. Школьники так отмечают последний звонок из года в год. И ищут знакомые фамилии, выбитые на стенах у Вечного огня. И находят, и рассказывают о них своим детям, и не прерывается ниточка памяти, которой длина всего-то одна не самая длинная человеческая жизнь — 77 лет.

ЦИФРА

1 129 619 человек

Составили потери боевого состава советских войск в Сталинградской битве.

Фото: Википедия

Источник

Поделиться: