У Стены плача

У Стены плачаУ Стены плача.

Статус Святого города в иудаизме придает Иерусалиму Храмовая гора – в древности место храмового комплекса, родившего культ Храма. Святыми в иудаизме являются также города Хеврон, Цфат, Тверия. Иерусалим – центр культа. Иудаизм зародился на этой земле 4 тысячи лет тому назад.

В древние времена Храмовая гора представляла собой относительно небольшой холм под названием гора Мория, самой высокой точкой которой в ее центре был выступ скалы – краеугольный камень мироздания, который евреи называют Эвен-га-Штия (скала основания), а арабы ал-Сахра. На эту скалу взгромоздил Господь весь мир в третий день творения. Это было место жертвоприношения Авраама, он был послан Богом для принесения здесь в жертву своего сына Исаака (но Господь остановил его руку, и сын остался жив), затем – гумно Орны Иевусянина, потом жертвенник Давида.

Под скалой находилась вырубленная в ней пещера, через отверстие в ее потолке, когда наверху было гумно, ссыпалось зерно, а при жертвоприношениях стекала кровь жертвенных животных.

Всех этих обстоятельств было вполне достаточно, чтобы это место стало считаться священным. Святые места не распространялись тут далее естественной границы горы Мория, со всех сторон окруженной сухими руслами рек. Центр горы и был выбран местом строительства иудейского храма.

Первый храм (Бет-Амикдаш) был построен Соломоном (965 – 928 гг. до н. э.) по завещанию его отца Давида. Строили его 7 лет. Храм представлял собой прямоугольное здание (30 м длины, 10 м ширины, 15 – высоты) из тесаных камней. Он был разделен на два помещения: внешнее – Святое и внутреннее – Святая Святых.

В Святая Святых храма находился Ковчег завета, ящик из дерева ситтим. В нем хранились скрижали – каменные доски (их было две), на которых были вырезаны десять заповедей. Скрижали завета были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи ящик был обложен золотом. Он стоял в храме под крыльями больших херувимов, тоже сделанных из золота.

Частью Святая Святых являлся и сам центр горы, каменная скала. Фактически храм был построен над ней. «Ковчег священный посредине храма, а над Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, V век н. э.

В храме находилась и старая скиния (переносное святилище) вместе с ее принадлежностями. Храм был расположен по оси восток-запад и обращен входом к Масличной горе (на восток). По соседству с храмом был построен и царский дворец. Храм придавал ореол святости городу, он стал религиозной столицей страны – Объединенного еврейского царства.

В храме приносились жертвы – резали скот. Во дворе храма три раза в год собирались паломники. Впоследствии разрушения храма чередовались с его восстановлениями. Когда Иерусалим был разрушен войсками вавилонского царя Навуходоносора, сгорел и храм. Это было в 588 г. до н. э.

Главной святыней иудеев в храме был Ковчег завета. Но он пропал. Существует легенда, согласно которой в недрах Храмовой горы спрятаны сокровища древнего храма, в том числе и Ковчег завета. По другой версии, Меналик, сын Соломона и царицы Савской (она приезжала с караваном верблюдов из далекой Эфиопии повидаться с Соломоном и испытать его мудрость, а вернувшись в Эфиопию, родила сына), посетивший Иерусалим для встречи с отцом, похитил Ковчег из храма и увез его в Эфиопию. Так что если искать следы Ковчега, то, вероятнее всего, в Эфиопии.

С 536 г. до н. э. со времен персидского правителя Иудеи Зоровавеля, началась постройка жертвенника всесожжения на месте храма и восстановлено жертвенное богослужение. Этим было положено начало возрождению, строительству и перестройке, восстановлению в разных вариантах – созданию храма, впоследствии названного Вторым. Он восстанавливался на том же самом месте, на котором был Первый, над скалой.

Иерусалимский храм. (репродукция с агады 1695 г.

По одной из новых версий, считается, что место храмов было севернее скалы метров на 100. А это место – скала – находилось якобы в зоне расположения жертвенников храмов.

Зимой 520 г. до н. э. работы по восстановлению Второго храма ускорились, и весной 515 г. храм был завершен и освящен. Спустя четыре столетия храм показался Ироду Великому слишком незначительным, и он решил его перестроить, реконструировать. На 18-м году своего царствования, приблизительно за 20 лет до начала н. э. он начал работы по расширению и перестройке храма. Высота его была удвоена. При строительстве храма были использованы 51 тысяча кубометров тесаных камней, положенных один на другой методом сухой кладки, 22 тысячи квадратных м дерева, две тысячи квадратных метров золотых пластин. Площадка для молящихся была больше стадиона. Работы по перестройке храма были закончены в 64 г. Храм был освящен вторично.

В ходе этих работ Ирод увеличил вдвое земляной подсыпкой площадь верхней части Храмовой горы, для чего присоединил к горе Мория соседнюю возвышенность, заполнив землей окружающие долины. В связи с увеличением земляной подсыпки горы возникла необходимость воздвигнуть подпорные стены: западную, северную и южную. Роль подпорной стены на востоке выполняла стена города. Южную стену горы венчала «Царская колоннада», от которой вела вниз роскошная лестница.

В этот же период была окончательно спланирована верхняя площадка Храмовой горы. Второй храм со своими дворами занимал площадь в 250 квадратных м. Он был построен из блестящего белого мрамора и представлял собой величественное зрелище. Построенный с беспримерной роскошью и великолепием, он был по своим размерам куда меньше Первого. Храм был окружен высокой стеной, тоже сверкавшей белым мрамором, словно «покрытая снегом скала.

По соседству с храмом стоял дворец Ирода. (Кстати, удостоенного историей почему-то эпитета Великий. В действительности тиран, но пылавший страстью к строительству и архитектуре, он строил прекрасные замки и города по всей территории Иудеи.) Фасадом к храму стояла крепость Вира.

В отличие от других культовых центров Востока, Иерусалимский храм не владел земельной собственностью.

Слава Второго храма как центра религиозной жизни евреев превзошла славу Первого. Храм украшал Иерусалим в дни Христа.

Период Второго храма стал эпохой процветания всего государства, а Иерусалим превратился в крупный торговый центр. Он в это время состоял из Нижнего города и Верхнего города.

В Нижнем городе в пределах первой стены находились главные городские рынки, густонаселенный жилой квартал. Верхний город был местожительством зажиточных горожан, тут были дворцы знати. Широкий мост над долиной Тиропиот соединял Храмовую гору с Верхним городом, а монументальная лестница – с Нижним. Площадь Иерусалима в этот период достигала приблизительно 2,6 квадратных км, а население – около 30 тысяч человек.

Главная (северная) дорога в Иерусалим шла через гору Скопус (Гора обозрения), откуда открывался общий вид на город. Пройдя через Кидрон, она приводила к воротам в городской стене. Севернее второй городской стены находились Дровяной и Овечий рынки, а еще севернее – пригород Бет-Зета.

Улицы в городе были узкими, многие из них глухими. Двигаться по ним было можно только пешком или верхом. Местами улицы затемнялись перекинутыми поперек арками и сводами.

Иерусалим начала нашей эры. С макета М. Ави-Иона (вид с севера.

На переднем плане так называемая Третья стена; в центре – Вторая стена; слева – крепость Антония; за ней храм и Первая стена, за которой видны Нижний город и Верхний город.

В парке отеля «Холиленд» (Святая земля), находящемся в Западном Иерусалиме, построен прекрасный макет Иерусалима начала новой эры, Иерусалима времен правления царя Ирода. Макет создан ученым Михаэлем Ави-Иона.

Второй храм (его иногда называют храмом Зоровавеля или храмом Ирода) простоял в своем обновленном виде всего шесть лет и в 70 г. после начала н. э. был разрушен при взятии Иерусалима Титом. Римскими солдатами он был сожжен дотла, от него не осталось и камня на камне. Священные сосуды (светильники) сожженного храма были вывезены в Рим, где их изображение еще и теперь можно видеть на Триумфальной арке Тита.

Так что еврейские храмы на Храмовой горе были разрушены дважды: Первый храм вавилонянами в 586 г. до н. э. Второй – римлянами в 70 г. н. э.

Место, занимаемое прежде Вторым храмом, было вспахано в знак полного уничтожения. Но нельзя уничтожить, перепахать в душах людей Память, религиозную и национальную Традицию, Веру.

Великая история храмов привела к тому, что гора Мория стала именоваться Храмовой. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе. В дальнейшем на месте храма было воздвигнуто святилище Юпитера, а там, где находилось Святая Святых, была установлена статуя Адриана.

Обычай молиться у Западной стены возник у евреев в V веке. Стену в иудаизме почитают как выражение славы величественного храма. Вместе с тем она не фрагмент самого храма, а часть, западная сторона подпорной стены Храмовой горы. Западная стена является главной святыней.

Многие верят, что эта стена построена из камней, взятых из руин Второго храма, который, в свою очередь, был построен из камней Первого храма – храма Соломона. Поэтому и Западную стену прежде называли стеной Соломона. Все это повышает в иудаизме имидж стены – она построена из камней разрушенных храмов.

Западная стена (Стена плача.

У Западной стены в праздничный день.

Вообще не случайно население Святой земли поклоняется камням – камню-скале, камням стены, камню Святого Гроба… О камни! Культ камней – один из древнейших в мире. В Иерусалиме он занимает особое место, его камни священны для приверженцев трех религий. Древние камни города хранят память о чудовищных событиях, совершенных во имя этих религий. Камни как памятники повествуют о бывшей славе и былом несчастье и трагедии. Камни говорят, рассказывают. На них запечатлена живая история. Есть камни молчания и камни сердца. Камни нужно беречь. На них часто записано все то, чему они были свидетелями. И тогда суть не в самом камне, а в том, что на нем написано. Надписи нередко подлинные – «оригинал.

Хотя камень и символизирует черствость и бездушие, но он же и твердость, крепость, вечность.

Все, что здесь, это подлинная история – каменные страницы истории Иерусалима.

А камни стены имеют и свою неповторимую историю. Строители Ирода не использовали при кладке никаких растворов. Камни настолько тяжелы, что любой их сдвиг раздробил бы любой раствор. Поэтому первый ряд составлен из особо крупных камней, стабилизирующих стену. Это «ведущий ряд», его высота достигает 3,5 м, а длина одного из крупных камней в нем 12,05 м. Глубина ряда определена в 3,5-4,6 м. Карьер, где вырубались эти камни, находился, как полагают, чуть севернее стены и выше «ведущего ряда», что позволяло спускать камни при помощи рычагов. Поражает и качество шлифовки камней.

В конце VII – начале VIII века стену реставрировали и дополняли. Она перенесла и землетрясения в 749 и 1033 г. В составе стены была и естественная скала, отшлифованная с имитацией под каменную кладку. При планировке площади у стены были обнажены еще два ряда иродианской кладки.

Перед стеной расположена древняя туннельная система, созданная, вероятно, во времена Второго храма. В северной части Западной стены горизонтальный туннель переходит в наклонную иродианскую улицу. Мостовая улицы состоит из крупных, хорошо подогнанных друг к другу камней, по сторонам ее располагаются колонны.

Южнее Западной стены начаты работы по вскрытию центральной улицы Иерусалима иродианского периода, проходившей в районе Второго храма. Эта улица служила торговым центром. Тысячи паломников заполняли ее в дни праздников. При вскрытии поднимают каменные блоки весом по 15-18 тонн, пролежавшие почти 2 тысячи лет. Такими камнями завалено прошлое. А в том прошлом из них – не известно, какими усилиями и какой технологией, здесь создавали храмы, дворцы, стены. Сегодня невозможно даже представить как, но сделали все это люди.

Самая знаменитая из стен, как уже говорилось, – Западная[5]. В течение веков после разрушения Второго храма только здесь разрешали молиться евреям. Лишь в период 1948-1967 г. когда территория Старого города была в руках Иордании, доступ к стене евреям был закрыт, несмотря на то что в условиях перемирия после окончания Войны за независимость был предусмотрен беспрепятственный доступ верующих евреев к святым местам Старого города. Победа израильской армии в Шестидневной войне и объединение Иерусалима возвратили старые обычаи. С этого времени стали укрепляться традиции, связанные с Западной стеной (в еврейской традиции – Котель.

Западная стена, Стена плача, имеет общую протяженность 488 м. Высота стены и фундамента – по 17 м, они сложены из огромных каменных монолитов. Средняя высота гладко отесанных камней иродианской кладки – 1-1,2 м, длина – 1,5-3 м. На лицевой стороне каждого камня выступающая прямоугольная филенка. Стена надстраивалась. Над иродианской кладкой в пять рядов положены позже еще девятнадцать рядов меньших по размеру камней. В расщелинах стены растут кустарники.

Центральная часть Стены, служащая местом молений, имеет длину в 156 м и состоит из двух площадок, мужской и женской, разделенных невысокой перегородкой и имеющих отдельные входы. Входя, мужчины, у кого не покрыта голова, должны взять кипу, женщины, те, кто оголен, должны получить накидку. Она может быть использована как пелерина или как юбка. Слева от мужской части стены находится совершенно необычная синагога для мужчин – пристенная. Фактически это крытая часть Стены. Помещение синагоги образовано самой стеной, ее продолжением на север и крышей. А крыша на высоте Стены – это сохранившаяся сводчатая часть каменной эстакады, переброшенной через лощину, отделявшую Храмовую гору от находящегося на склоне соседнего холма Верхнего города. Не ясно только, как можно было построить такое сооружение без пара и электричества. Функции стены в помещении синагоги, протяженностью около 80 м, остаются прежними.

В пристенной синагоге.

Часть Западной стены находится в мусульманском квартале, за северной стеной синагоги. В этой своей части она играет роль четвертой стены в нескольких арабских домах, позволив им тем самым сэкономить на покупке стройматериалов. Но и там есть участки, где мощные камни стены свободны от застройки. Каждую Субботу евреи и тут устраивают моления.

В помещении синагоги, как всегда, масса книг, молитвенников – на иврите, идише, английском, французском, русском. Молитвенники на все случаи жизни, на все виды событий и торжеств. Кроме того, тут несколько шкафов с Торой. Они принадлежат крупным религиозным общинам. Есть и такие свитки Торы, которые выдаются для молитвенных и праздничных церемоний группам молящихся. В помещениях синагоги вырыты геологические колодцы. Они освещены, и если присмотреться, то можно увидеть, что фундамент стены – это 19 горизонтальных рядов могучих камней.

Ежедневно днем и ночью у Западной стены молящиеся. Чаще всего это тихие и спокойные молитвы, иногда с покачиванием, подобно тому, как ведет себя огонек свечи; реже – эмоциональные, просящие, сквозь которые иногда прорывается плач, плач настоящий, навзрыд. Молятся, пользуясь молитвенниками или без них, стоя или сидя, на коленях, молятся на всех языках народов мира.

Со Стеной у молящихся разный контакт. Некоторые стремятся прильнуть к Стене, обхватить камень. Другие прислоняются лицом, пытаются углубиться в имеющиеся выбоины, чтобы слиться со Стеной, услышать ответ на свои просьбы – стена ведь олицетворяет самого Всевышнего.

У Стены плача молятся солдаты. Они приходят сюда по одному или подразделениями. Многие бойцы элитных подразделений армии делают это регулярно. Приходят чаще всего перед исполнением ответственных боевых заданий.

Иноземцы у стены ведут себя как настоящие иудеи. Они при бумажной кипе, которую выдают у входа на площадку. Видел, как у стены рыдал японец… он молился еврейскому Богу.

В праздничные дни, по Субботам, здесь заметное оживление. Приходят семьями, сектами, общинами. В руках молящихся на мужской стороне – свитки Торы. Коллективные молитвы, танцы со свитками Торы, веселье. В дни государственных праздников у Стены огромное количество флагов страны – с ними, как правило, приходят приверженцы национально-религиозного крыла. В такие дни мужчины обычно приходят к Стене в молитвенных покрывалах.

На женской стороне, справа, спокойнее. Тут не танцуют, не веселятся. Женщинам этого делать не положено. Им разрешено лишь плакать. Эти тысячелетние слезы у Стены способны, кажется, размыть суровые, молчаливые камни.

Матери, жены чаще всего со слезами на глазах просят Всевышнего о сохранении жизни мужьям и детям – солдатам Армии обороны Израиля. Ведь фактически военные действия не прекращаются в стране ни на день. На женской стороне тоже есть небольшая синагога, находящаяся правее основной части стены, под эстакадой, ведущей на Храмовую гору. По крыше этой синагоги, по эстакаде, к своим святыням на Храмовой горе следуют мусульмане.

Многие приходящие к стене обращаются к Всевышнему письменно. Щели и щербины стены забиты записками, да так плотно, что добавить еще хоть одну невозможно. А просьбы на записках обычные, житейские, на «Ты»: «Сохрани жизнь моему сыну Пинхасу, он солдат», «Помоги найти работу», «Избавь мать от тяжелой болезни», «Сделай так, чтобы Роза полюбила меня», «Обеспечь мир на нашей земле», «Прошу Тебя – прости все мои грехи и очисти меня» и т. д. и т. п. Записки пишут те, кто обращается к Всевышнему в трудную критическую минуту, когда обратиться больше не к кому. Записки, выпавшие из стены, ветхие молитвенники, обрывки из них собирают и захоранивают в специальных емкостях (генизах), как правило, в новолуние. Так что все адресованное Всевышнему никогда не исчезнет, а пребудет вечно. Сочтены у Всевышнего и слезы людские.

Находясь у стены, верующие евреи молятся, плачут, вздыхают и целуют священные камни. Эти желтые громады на высоте человеческого роста кажутся, как писал русский писатель И. Бунин, «полированным зеркалом, отшлифованным мириадами поцелуев»; говорят, что якобы поутру стена бывает покрыта каплями воды. Молитва окончена, наступает прощание. Молившиеся отступают от стены, не отрывая от нее взгляда, пока не выйдут за пределы площадки.

Сегодня Западная стена – это место, где верующие евреи оплакивают разрушение храма, молят Бога об укреплении государства, его процветании. Стоя у древних камней, они находят в молитве и утешение в своих повседневных горестях.

Здесь, у стены, многие мальчики, достигшие тринадцатилетнего возраста, впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей, проводятся торжественные церемонии в День независимости и День освобождения Иерусалима. У Стены плача проводятся публичные молебны.

У стены часто вспоминают прошлое. 7 июня 1967 года, на третий день после начала Шестидневной войны, когда был взят Старый город, израильские войска вышли к Храмовой горе. Подойдя к стене, парашютисты падали на колени, обнимали и гладили нагретые камни и клали записки со своими молениями. Министр обороны Моше Даян подошел к стене и поместил в одной из трещин сложенный листок. На нем было написано: «Да будет мир Израилю». Здесь же, перед Стеной плача, состоялось торжественное построение в честь победы.

Стена плача привлекает евреев как из Израиля, так и из других стран мира. Сюда ежегодно приходят миллионы паломников и туристов. Именно у Стены после долгих поисков и сомнений человек определяет свое место в череде ушедших поколений, молящийся ощущает себя свободным, выбирает свой Путь! Бывать у Стены для людей – это связь с прошлым, настоящим и будущим. И по-видимому, большая часть из всего происходящего у Стены не столько Вера и Надежда, сколько Традиция.

Перед Стеной – площадь, место массовых празднеств. Здесь и в обычные дни можно увидеть группы людей, пришедших отметить праздник семейный, общинный. На площади и один из входов на Храмовую гору, к святыням мусульман.

Можно подойти к Храмовой горе по улочкам, пересекающим еврейский, мусульманский или армянский кварталы. Или с севера – от Шхемских ворот – по построенному в 1979 г. пешеходному туннелю.

Великий русский художник В. В. Верещагин в 1884-1885 гг. совершил путешествие в Палестину, итогом чего явилась серия картин, среди которых «Стена Соломона» – одно из высших художественных достижений художника. Интересны и его впечатления о виденном. «Стена Соломона» – писал он, – шесть нижних рядов этих великолепных камней, несомненно, относятся к временам Давида и Соломона, следующие ряды приписываются Ироду, а верхний и самый меньший ряд принадлежит к магометанскому периоду. Та часть великой Стены, которая окружает Храм, называется «местом сетований». Едва ли можно увидеть что-либо более трогательное. Евреи обоего пола и всякого возраста приходят со всех частей света молиться и плакать с громкими рыданиями, буквально омывая слезами своими священные камни. По пятницам место это битком набито народом, стекающимся сюда из Палестины, Средней Азии, Индии, Европы, в особенности из России. Все пришедшие молятся самыми жалобными звуками, ударяя себя в грудь, раскачиваясь всем своим телом или неподвижно склоняясь к камням и плача, плача, плача.

Западная стена. Западная стена. Стена плача.

Приветствуем вас на нашем сайте! У нас вы найдете книги следующих жанров литературы: Фантастика (Космическая, Социальная, Боевая, Эпическая, Героическая, Детективная, Детская, Юмористическая, Альтернативная история, Киберпанк, Прочее); Фэнтези (Фэнтези, Ужасы и Мистика), Проза (Классическая, Историческая, Юмористическая, Военная, Современная, Детская, Контркультура, Русская Классика, Советская Классика); Детективы (Классические, Полицейские, Иронические, Исторические, Шпионские, Криминальные, Политические, Фантастические, Детские, Крутой Детектив, Прочее); Остросюжетное (Боевики, Маньяки, Триллеры), Приключения (Вестерны, Индейцы, Морские, Путешествия, Исторические, Природа и Животные, Детские, Приключения: Прочее). Все книги в нашей библиотеке сгруппированы по алфавитному порядку по авторам и по названиям произведений. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Популярные авторы нашей библиотеки — Арош Урзнан, Абеляр Тайша, Бореев Георгий, Кастанеда Карлос, Монро Роберт, Ситчин Захария, Кийосаки Роберт, Бах Ричард, Булгаков Михаил, Вебстер Ричард, Доннер Флоринда, Зеланд Вадим, Трансерфинг, Келдер Питер, Кехо Джон, Крайон, Козлов Николай, Коэльо Паоло, Ксендзюк Алексей, Купер Фенимор, Лаберж, Лазарев С, Н, Лао Цзы, Лири Тимоти, Мегре, Анастасия, Мельхиседек Друнвало, Маслоу Абрахам, Моуди Роберт, Мулдашев Эрнст, Норбеков Мирзакарим, Окуден Гендай, Пелевин Виктор, Пинт Александр, Рампа Лобсанг, Сильва Хосе метод, Старец Игорь, Тайна Исихазма, Странник, Тихоплав В, Ю, Толкиен Джон, Уолш Нил Доналд, Фармер Филип, Хаббард, Дианетика, Чиа Монтеки, Чопра Дипак, Шри Ауробиндо.

Поделиться: