Мир за стеной

Мир за стенойМир за стеной.

Скоро немцы отпразднуют двадцатилетие падения Берлинской стены — материального воплощения идеи железного занавеса, без малого полвека разделявшего не только Германию, но и весь мир на два враждующих лагеря. Стены — символы «подмороженных» конфликтов, которые всякая случайность может перевести в горячую фазу. И в последнее время их не стало меньше — напротив, они укрепляются, и даже возводятся новые. Люди по-прежнему отгораживаются друг от друга: богатые от бедных, слабые от сильных, иудеи от мусульман, сунниты от шиитов.

Стену на границе с Китаем КНДР начала строить в конце 2007 года. Голод и болезни провоцируют массовый исход северокорейцев в Китай. За последние годы как минимум 10 тыс. человек удалось перебраться из «коммунистического рая» в соседний социалистический.

Южнокорейские газеты пишут, что жителям приграничных районов КНДР сообщили, что стену строят для предотвращения контрабанды «дешевых товаров из Китая, которые поступают на черные рынки КНДР». Это очень обидное признание, в первую очередь для самого Пхеньяна. Получается, что в коммунистической стране не только высокие цены на товары народного потребления, хуже того — они в дефиците, да еще, оказывается, появились и черные рынки. Как бы там ни было, 10 км стены уже построено. Стоит напомнить, что есть и другая стена — разделяющая две Кореи. 280-километровое сооружение протянулось через всю территорию полу­острова еще в 70-е годы дабы оградить Южную Корею от внезапного нападения северных соседей.

Власти бразильского мегаполиса Рио-де-Жанейро начали строить стены вокруг городских трущоб. Чиновники утверждают, что таким образом они спасают окрестные леса: дескать, нищие бразильцы, переселяясь в города, строят жилье, вырубая деревья в округе и город задыхается от смога.

Есть и другая точка зрения: что основная цель муниципальных чиновников — отгородить нищие кварталы от богатых. В городских трущобах Бразилии живет до 65 млн человек, у них даже название особое имеется — фавелы. Большинство домов здесь построено незаконно, и для муниципалитетов этих лачуг, как и их обитателей, не существует. Поэтому там нет ни школ, ни больниц. В фавелах процветают проституция и наркоторговля, а власть принадлежит мафии и уличным бандам. В этом году в Рио-де-Жа­ней­ро будут построены первые 11 км бетонной стены, к концу следующего она должна охватить уже 40 районов города. На это выделено $17 млн.

В 2005 году президент Пакистана генерал Первез Мушарраф пообещал госсекретарю США Кондолизе Райс построить стену на границе с Афганистаном для пресечения передвижения банд талибов. Был и другой мотив — ограничить бесконтрольный приток беженцев из соседней страны. Вопреки протестам афганского президента Хамида Карзая уже в 2007 году был сдан первый 20-километровый участок стены на наиболее «популярном» у беженцев и боевиков направлении в провинции Северный Вазиристан. Сегодня протяженность стены составляет уже 35 км. Она представляет собой несколько линий проволочных заграждений, местами переходящих в бетонные заборы, укрепленные блокпосты, КПП и минные поля. Местные жители окрестили ее «Пуштунской стеной», поскольку помимо своей основной функции она препятствует традиционным маршрутам кочевий племен пуштунов из одной страны в другую. После ухода Мушаррафа в отставку новое пакистанское руководство продолжило практику минирования участков вдоль границы с Афганистаном.

В 2005 году правительство США озаботилось положением дел на границе с Мексикой: из этой страны в Америку ежегодно прибывало около миллиона нелегальных мигрантов и сотни тонн наркотиков. В итоге в 2006 году власти начали строить «великую аризонскую стену». Изначально предполагалось возвести двойные заграждения на участке в 600 км, но позднее строительство расширили: стены стали тройными, растянулись на 1074 км, и еще 800 км планируют закрыть проволочными заграждениями. Но даже такие препятствия не останавливают мексиканцев, поэтому жители приграничного аризонского города Юмы отгородились от соседей еще и заполненным водой рвом длиной 3,2 км и шириной 20 м.

К борьбе с мигрантами подключили 5-тысячный корпус Национальной гвардии США и 46-тысячный контингент мексиканской полиции. Сенат США всерьез задумывается о том, чтобы достроить стену от Атлантического до Тихого океанов, прикрыв таким образом всю американо-мексиканскую границу протяженностью в 3,2 тыс. км.

Саудовская Аравия.

Саудовская Аравия готовится в ближайшее время отгородиться от Ирака. Причин несколько: во-первых, обилие беженцев. Во-вторых, то, что некоторые из них на поверку оказываются контрабандистами с алкоголем и порнографией в карманах. В-третьих, иногда иракцы самым бессовестным образом грабят паломников, следующих на ежегодный хадж в Мекку. В результате имидж Саудовской Аравии как очага стабильности и благочестия на Ближнем Востоке портится. Поэтому на границе с Ираком натянут три-четыре ряда проволочных заграждений, поставят приборы ночного видения, радары и детекторы движения. Проект обойдется в $500 тыс. — 1 млрд, уже объявлен тендер на его реализацию.

Пятикилометровая бетонная стена высотой 3,5 м опоясывает квартал Багдада, именуемый «зеленой зоной безопасности», — там расположены иракская и оккупационная администрация. Она была построена в 2007 году после очередного теракта в здании иракского правительства. Американские солдаты дали стене имя «Джерси» в честь штата Нью-Джерси — тихого местечка близ шумного и, вероятно, не менее опасного, чем Багдад, Нью-Йорка.

«Стена Джерси» — не единственная в Багдаде. Похожими сооружениями обнесены крупнейшие городские рынки, административные здания вне «зеленой зоны», аэропорт. Нередко друг от друга отгораживают враждующие шиитские и суннитские кварталы.

Сеута и Мелилья — испанские города-анклавы на побережье Марокко. Рабочие-нелегалы из африканских стран проникают туда, чтобы затем перебраться в Европу. Стоит африканцу оказаться в этих городах — и депортировать его уже нельзя; его отправят в специальный лагерь для нелегальных мигрантов в самой Испании, сбежать откуда довольно просто. В 2001 году по периметру Сеуты построили двойные трехметровые стены с колючей проволокой и системами видеонаблюдения. Сейчас заканчивается возведение аналогичных заграждений вокруг Мелильи. По проволоке решили пустить электрический ток, но пограничникам дали указание: если они заметят перелезающих нелегалов, ток отключать. Впрочем, впоследствии из-за бессмысленности этой меры напряжение отключили вовсе. Мигранты почти каждую ночь группами по 10–15, а то и по 100–200 человек штурмуют укрепления, порой успешно. Власти Испании уже задумываются об увеличении высоты этих стен, именуемых африканцами «воротами в Европу.

В 2003 году после трех лет интифады власти Израиля решили отделить Западный берег реки Иордан и сектор Газа «Стеной безопасности». В 2004 году Международной суд в Гааге признал ее строительство незаконным и потребовал сноса. Но восьмиметровые бетонные заграждения до сих пор отделяют большую часть арабского населения страны от еврейского. Но теракты не прекратились. Более того, ХАМАС стал применять тактику обстрела Израиля самодельными ракетами «Кассам», что в итоге спровоцировало последнюю войну в секторе Газа. Возведение стены на границе с сектором Газа начал и Египет — чтобы помешать поставкам туда оружия. Но палестинцы давно переправ­ляют оружие по тоннелям, вырытым под египетской границей.

Северная Ирландия.

Начиная с 1970 года после беспорядков, в которых погибло и было ранено несколько сотен человек, в Белфасте для разделения районов с компактным проживанием протестантов и католиков построили 40 различных заграждений длиной от нескольких сотен метров до 4 км. Стены эти весьма разно­образны: есть бетонные, кирпичные, стальные, их высота составляет от 2,5 до 10 м. В центральной части Белфаста, где находится здание муниципалитета, линия религиозного противостояния просто нарисована на земле. Там же расположен и единственный бар для католиков и протестантов, его территория так же разделена прямой на две равные части. Днем движение через «линию мира» открыто для транспорта и пешеходов, но люди предпочитают не соваться во враждебные районы. Вечером проходы закрываются, и переходить из одного района в другой может только полиция.

Столица Кипра Никосия разделена на греческую и турецкую части. Стена появилась здесь после гражданской войны 1974 года, в результате которой в северной части острова была провозглашена Турецкая Респуб­лика Северного Кипра (до сих пор не признанная мировым сообществом). Граница, известная как «зеленая линия», прошла через центр Никосии по улице Ледра. В 2008 году стороны конфликта договорились и демонтировали последние проволочные заграждения. Однако спустя две недели здесь завязалась потасовка между турецкими и греческими полицейскими: они так и не смогли определиться, кто отвечает за порядок в этом районе города. Разнимали их «голубые каски» ООН. После этого случая на улице Ледра вновь установили проволочные заграждения.

Трущобы крупнейших городов ЮАР отделены стенами от «белых кварталов» и деловых центров со времен апартеида. С приходом к власти представителей чернокожего большинства мало что изменилось: доступ в эти сектора для негров по-прежнему ограничен, особенно если они бедны и плохо одеты. Чтобы попасть в престижный район, они должны здесь работать или жить. Такая ситуация не только в городах. Например, несколько семей белых фермеров создали к югу от Йоханнесбурга так называемую территорию «Орания». Свои угодья они оградили колючей проволокой и забором: неграм вход туда запрещен. В то же время фермеры-расисты пожелали соблюсти приличия: все живущие в общине, насчитывающей свыше 1,7 тыс. человек, юридически являются членами одной организации. Их земли — собственность, на которой установлен пропускной режим, а территория охраняется вооруженными сторожами. Создание таких закрытых общин весьма популярно в ЮАР среди белых фермеров.

Эта стена не всегда была бетонной. Изначально она состояла из живых людей. В августе 1961 года ночью в Восточном Берлине по тревоге были мобилизованы члены Социалистической единой партии Германии и рабочие дружины. Они встали по всему периметру тогда еще условных границ Восточного и Западного Берлина и несколько суток «держали оборону от подрывной деятельности западных держав», пока рабочие не закончили строительство проволочных заграждений, со временем превратившихся в бетонную стену, которая простояла 28 лет.

Фото: AP; AFP/EAST NEWS; GETTY IMAGES/FOTOBANK; Юрий Козырев/NOOR; Alfredo Caliz, Aytunc Akad, George Georgiou/Panos AP; GETTY IMAGES/FOTOBANK.

Поделиться: