Государственная поддержка при улучшении жилищных условий: понятие, формы и условия предоставления

Государственная поддержка при улучшении жилищных условий: понятие, формы и условия предоставленияГосударственная поддержка при улучшении жилищных условий: понятие, формы и условия предоставления.

14 Март 2013. Опубликовано в Жильё моё.

В соответствии с Положением о едином государственном заказчике по строительству жилых домов граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224, под государственной поддержкой понимается комплекс мероприятий, направленных на оказание гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поддержки со стороны государства в виде льготных кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий при строительстве этими гражданами жилья.

Это определение на протяжении долгого времени являлось единственным установленным законодательно и сводило государственную поддержку всего к двум формам: льготные кредиты и одноразовые субсидии.

Одновременно с этим ряд норм старого Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) указывали на существование иных форм государственной поддержки. Так, в ст. 13 ЖК говорилось, что право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения имеют малообеспеченные трудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьей 9 ЖК опять же было установлено, что граждане имеют право получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы государственной поддержки на те же цели.

Со вступлением в силу 2 марта 2013 г. нового ЖК указанный недостаток частично устраняется. В соответствии с п. 6 ст. 1 нового ЖК государственная поддержка при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений представляет собой комплекс мер, направленных на оказание гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поддержки государства (льготные кредиты, одноразовые субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений и другие виды государственной поддержки) при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений. Таким образом, льготные кредиты и субсидии приведены как пример среди прочих видов государственной поддержки и взяты в скобки, а сама государственная поддержка является комплексом мер, совокупность которых ограниченна только признаком направленности на определенные цели и категорией граждан.

С одной стороны, теперь определение государственной поддержки закреплено в законодательном акте и уже не является предельно узким; с другой ? следует отметить, что некоторый положительный результат достигнут исключительно путем видоизменения старой формулировки, определение же при этом становится вместо узкого открытым, поскольку жилищное законодательство как не содержало, так и не содержит перечня других форм и видов государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, прямо указывая только на льготные кредиты и одноразовые субсидии.

Прямая и косвенная господдержка.

В теории жилищного права выделяют прямую и косвенную государственную поддержку. При этом под прямой господдержкой понимают денежные средства (строительные материалы и др.), предоставляемые гражданам безвозмездно либо на льготных условиях и направляемые непосредственно на строительство, реконструкцию или приобретение жилого помещения (льготный кредит, субсидия и др.). В свою очередь, в понятие косвенная государственная поддержка включают налоговые льготы и государственные гарантии, связанные со строительством жилья нуждающимися в улучшении жилищных условий.

То есть понятию прямой государственной поддержки соответствует законодательное определение государственной поддержки в целом. Однако данное определение было закреплено до появления института одноразовой субсидии на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, которая по своему характеру является видом косвенной государственной поддержки. В определении же говорится об одноразовых безвозмездных субсидиях при строительстве, которая представляет собой денежные средства, выделяемые для оплаты стоимости строительства, то есть имеет признаки прямой государственной поддержки.

Еще один механизм государственной поддержки может быть отнесен как к косвенному, так и к прямому виду в зависимости от направления полученных средств. Речь идет о суммах проиндексированных именных приватизационных чеков «Жилье», которые в соответствии с Положением о порядке индексации именных приватизационных чеков «Жилье», утвержденным постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.11.2006 № 1529, могут быть использованы гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели. В случае направления сумм, полученных от индексации чеков «Жилье» непосредственно на оплату стоимости строительства, индексация чеков «Жилье» будет относиться к прямой государственной поддержке, в случае же погашения указанными средствами кредитов, полученных на строительство, индексация чеков «Жилье» будет являться видом косвенной государственной поддержки.

Определение понятия «косвенная государственная поддержка» в законодательстве не содержится, приводится лишь примерный перечень ее механизмов. Так, абз. 2 ч. 14 главы 2 Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 262, включает в этот перечень налоговые льготы и государственные гарантии, не определяя их точного состава. Однако, вычленив нормы, содержащие косвенные виды государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленные различными нормативными правовыми актами, можно выделить ряд конкретных механизмов ее оказания.

Одним из механизмов оказания гражданам косвенной господдержки при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья является предоставление им права при уплате подоходного налога на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры (ч. 1 п. 1.1 ст. 166 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Право на такой имущественный налоговый вычет имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

Для молодых и многодетных семей предусмотрен еще один механизм получения косвенной господдержки — возможность получения финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк», которая выражается в оплате из средств бюджета определенной в процентном отношении части задолженности по оплате кредита. Размер оказываемой финансовой помощи зависит от количества несовершеннолетних детей в семье.

Данный институт заложен в Указе Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее — Указ № 13). Детально порядок предоставления финансовой поддержки многодетным и молодым семьям регламентируется Положением о порядке предоставления многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2008 № 1424, и Положением о порядке предоставления молодым семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2011 № 243.

Кроме того, ряд банков предоставляет кредиты гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение либо строительство жилья на более выгодных условиях, чем лицам, не состоящим на учете.

При получении указанных кредитов молодой или многодетной семьей, состоящей на учете на дату заключения кредитного договора, возникает право на получение финансовой поддержки. Правила ее предоставления определены Положением о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 № 585.

Финансовая поддержка предоставляется в следующих размерах.

молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка — 20 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ.

молодым семьям при рождении второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей — 40 БПМ.

многодетным семьям при наличии троих и более несовершеннолетних детей — 50 БПМ.

Следует так же отметить, что при строительстве жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательство предусматривает ряд ограничений для застройщика при формировании стоимости строительства. Такие особенности предусмотрены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.04.2008 № 18 «Об утверждении Инструкции по определению стоимости строительства одного метра квадратного жилого дома в базисном и текущем уровнях цен.

Резюмируя изложенное, можно привести следующий перечень механизмов косвенной государственной поддержки.

субсидия на погашение задолженности по льготным кредитам.

право на имущественный налоговый вычет.

финансовая помощь в погашении многодетным семьям.

финансовая помощь в погашении молодым семьям.

финансовая поддержка молодым и многодетным семьям.

пониженная процентная ставка.

регулируемое ценообразование при строительстве жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также сделаем вывод о том, что можно говорить о понятии государственной поддержки в узком смысле (льготный кредит и субсидия) и широком смысле — как о совокупности льгот и гарантий, предоставляемых государством гражданам, состоящим либо состоявшим на учете, в связи с улучшением ими своих жилищных условий.

Далее речь будет идти о государственной поддержке в форме льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство.

Условия для получения господдержки.

К условиям, соблюдение которых необходимо для получения государственной поддержки, можно отнести следующие.

пребывание на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

начало процесса улучшения жилищных условий, с соблюдением порядка очередности.

отнесение к одной из категорий установленных п. 1.1 Указа №13.

отнесение к категории малообеспеченных.

Если вести речь о всех мерах государственной поддержки, то только первое является единственным общим для всех мер необходимым условием. Первое условие не нуждается в пояснениях. Остальные условия необходимы для получения государственной поддержки в форме льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство как мер, имеющих наибольший удельный вес в системе государственной поддержки.

Второе условие заключается в том, что лицо, претендующее на государственную поддержку, должно документально подтвердить возникновение правоотношений, результатом которых будет приобретение жилья, поскольку государственная поддержка всегда носит целевой характер. Началом процесса улучшения жилищных условий можно считать вступление гражданина в организацию застройщика, заключение договора создания объекта долевого строительства, получение разрешения на строительства (реконструкцию) индивидуального жилого дома или заключение договора купли-продажи жилого помещения. Соблюдение порядка очередности состоит в том, что впереди состоящие лица либо также начали процесс улучшения жилищных условий, либо отказались по каким-либо причинам.

Третье условие возникло со вступлением в силу Указа № 13 (17.01.2012), который ограничил круг лиц, имеющих право на государственную поддержку. В настоящий момент право на получение льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство обусловлено отнесением лица к одной из категорий, установленных п. 1.1 Указа № 13.

Наибольшего внимания заслуживает последнее условие, поскольку наличие первых двух условий обеспечивается за счет последовательности возникновения одних правоотношений из других. Проверка уровня доходов семьи не осуществляется при принятии на учет по общей категории. Малообеспеченность является специфическим условием предоставления государственной поддержки в форме льготного кредита и одноразовой субсидии.

В п. 1.1 Указа № 13 закреплен закрытый перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной поддержки. Первые четыре категории перечня, одна из которых собирательная, названы без применения каких-либо ограничивающих признаков. Дальнейшее перечисление вводится фразой, добавляющей ко всем последующим категориям признак малообеспеченности: «малообеспеченным гражданам Республики Беларусь. из числа.

Разделив перечень категорий на две части, законодатель установил ряд категорий, для которых отнесение к малообеспеченным не является обязательным условием при предоставлении государственной поддержки.

военнослужащие и приравненные к ним лица.

граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда.

трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более (в г. Минске — 10 кв.м и более) на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, ? в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда ? в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.

Что касается такого критерия, как малообеспеченность, то эту тему следует выделит в отдельную главу.

Кто является малообеспеченным.

Порядок отнесения граждан к категории малообеспеченных установлен Положением об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20.12.2000 № 1955 (далее — Положение об отнесении граждан к категории малообеспеченных). Проверка соблюдения данного условия осуществляется при принятии решения о включении в списки льготного кредитования или предоставлении одноразовой субсидии.

Малообеспеченными признаются граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит трехкратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для включения в списки на получение льготного кредита и (или) подачи документов на получение субсидии, и располагающие заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает определенного уровня. Анализ приведенного определения позволяет выделить два компонента, составляющих понятие малообеспеченности: первый — уровень дохода членов семьи (получателя государственной поддержки), второй — стоимость принадлежащего имущества.

Предельно допустимый ежемесячный размер дохода на одного члена семьи составляет 3 минимальных потребительских бюджета. МПБ представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.1992 № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.01.2013 № 10 «О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава» среднедушевой минимальный потребительский бюджет для семьи из четырех человек в расчете на месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2013 г. установлен в размере 1 457 850 руб. (трехкратный размер соответственно — 4 373 550 руб.

В свою очередь, предельно допустимая стоимость имущества определяется в зависимости от формы государственной поддержки, на которую претендует заявитель.

для получения льготного кредита она не должна превышать двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.

для получения субсидии — стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования для данной семьи.

Следует отметить, что установление предельных величин стоимости заявленного имущества таким образом не позволяет определить их конкретный размер в денежном выражении. Так, чтобы определить двукратный предельный размер льготного кредита для данной семьи, необходимо знать, чему для данной семьи равен нормируемый размер общей площади жилого помещения и стоимость квадратного метра жилья типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий, утверждаемого местными исполнительными и распорядительными органами на основании предельных нормативов стоимости 1 кв.м общей площади квартир жилых домов, устанавливаемых Министерством архитектуры и строительства, которая подлежит перерасчету после окончания строительства.

Еще сложнее определить стоимость квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования для данной семьи. В соответствии с п. 64 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 (далее — Положение о порядке учета нуждающихся), в случае если у гражданина или членов его семьи имеется в данном населенном пункте на праве собственности жилое помещение, то жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда предоставляется в пределах от 15 до 20 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи за вычетом размера жилого помещения, находящегося в их собственности. Если же гражданин и члены его семьи не являются собственником жилого помещения, то на практике предоставляется жилое помещение социального пользования, при проживании в котором гражданин не мог бы быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в п. 3.1 Положения о порядке учета нуждающихся. То есть на состав семьи из двух человек, не являющихся супругами, может быть выделена 2-комнатная квартира. Чтобы определить максимальную стоимость 2-комнатной квартиры, необходимо найти условную квартиру в доме такой строительной серии и с такой площадью, произведение которых давало бы наибольшую величину. Очевидно, что величина, являющаяся результатом такой цепочки рассуждений, не опирающихся на нормы законодательства и имеющая неопределенное количество вариантов, не может служить в качестве критерия.

Наиболее правильным решением данной проблемы представляется установление предельно допустимой стоимости имущества в МПБ.

для получения льготного кредита — 40 МПБ из расчета на каждого члена семьи, совместно улучшающего жилищные условия.

для получения субсидии — 20 МПБ из расчета на каждого члена семьи, совместно улучшающего жилищные условия.

Такой критерий дает точную величину в денежном выражении с учетом состава семьи и экономической ситуации на момент подачи пакета документов.

Состав доходов, подлежащих учету, определен п. 3 Положения об отнесении граждан к категории малообеспеченных, в котором содержится исчерпывающий перечень доходов, возможных для получения физическим лицом (начиная с заработной платы в денежной и натуральной формах премий, пособий и заканчивая доходами по договорам гражданско-правового характера и суммами, полученными за рубежом или из-за рубежа). Поэтому проще определять состав доходов от обратного, то есть доходом является все полученное не противоречащим законодательству способом, за вычетом.

подоходного налога, обязательных взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, удерживаемых из заработной платы граждан, из доходов индивидуальных предпринимателей, сумм уплаченных алиментов единовременное пособие в связи с рождением ребенка.

пособия матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности.

единовременного пособия на погребение.

займов и кредитов банков или организаций.

материальной помощи по месту основной работы от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, перечисленной юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на оплату стоимости строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.

сумм средств, направляемых на погашение льготных кредитов, предоставленных гражданам ОАО «АСБ «Беларусбанк» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 г. № 75 «О предоставлении гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек.

денежных средств от продажи гражданами находящихся в их собственности жилых помещений при условии направления указанных средств на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.

одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.

В свою очередь, в состав учитываемого имущества семьи включаются принадлежащие на праве собственности.

жилые дома с надворными постройками, дачи и садовые домики, гаражи, хозяйственные и складские помещения, иные строения и не завершенные строительством объекты, квартиры, в том числе находящиеся в других населенных пунктах, а также их части (доли). Для граждан, претендующих на получение одноразовой субсидии на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в состав учитываемого имущества не включается жилое помещение, построенное (реконструированное) или приобретенное с использованием льготного кредита, на погашение которого предоставляется одноразовая субсидия.

транспортные средства (кроме мопедов, велосипедов и гужевого транспорта), стоимость каждого из которых превышает 35-кратный размер утвержденного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек, действующего на дату подачи документов для включения в списки на получение льготного кредита и (или) на дату подачи документов на получение субсидии, за исключением спецтранспорта, приобретенного в соответствии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии через органы социальной защиты бесплатно или на льготных условиях.

Еще одним обстоятельством, вызывающим сложности в правоприменительной практике, является неясность того, чьи доходы и имущество должны учитываться. Положение употребляет категорию «члены семьи», не давая ей определения либо ссылки на подлежащее использованию определение. В такой ситуации возникает конкуренция дефиниций, содержащихся в п. 62 ст. 1 нового ЖК и абзаце 7 п. 5 Указа № 13. Определение, установленное новым ЖК, охватывает гораздо более широкий круг лиц. Значительная разница определений в некоторых случаях может приводить к различному результату при отнесении семьи к категории малообеспеченных. Например, в случае улучшения жилищных условий семьи из 2 человек (муж, жена) круг членов семьи в соответствии п. 62 ст. 1 нового ЖК будет включать родителей застройщика и состоять из 4 человек, а при условии совместного проживания и ведения общего хозяйства с другими родственниками (родные братья и сестры, дед, бабка и внуки) и их тоже. Согласно определению Указа № 13 при отсутствии детей у супругов, круг членов семьи ограничен только ими (2 человека.

Разрешить конкуренцию между двумя определениями позволяет только принцип приоритета специальных норм над общими, исходя из которого применению подлежит определение, закрепленное в Указе №13.

В расчет принимаются все доходы, полученные за 12 месяцев, предшествующих месяцу, в который заявитель обращается для совершения административной процедуры, суммируются, затем делятся на 12 и на количество членов семьи. Полученное значение — среднемесячный доход на одного члена семьи — сравнивается с трехкратным размером МПБ: так определяется первый компонент понятия малообеспеченности — уровень дохода членов семьи.

Как сведения об имущественном положении семьи, так и сведения о совокупном доходе семьи должны быть подтверждены документально.

Следует отметить, что необходимые сведения предоставляются лицом, претендующим на получение государственной поддержки, самостоятельно, и орган принимающий решение о предоставлении государственной поддержки, не имеет возможности проверить полноту и точность предоставляемых сведений.

В соответствии с п. 8 Положения об отнесении граждан к категории малообеспеченных оценка стоимости заявленного имущества производится гражданами самостоятельно при подаче документов. Поэтому только степенью добросовестности заявителя определяется точность предоставленных им сведений об имуществе.

Ответственность за предоставление недостоверных сведений предусмотрена ст. 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Таким образом, второй компонент понятия малообеспеченности — стоимость принадлежащего имущества — представляет собой соотношение весьма приблизительной и непроверенной (стоимость заявленного имущества) и вовсе неизвестной (предельного размера льготного кредита для данной семьи или стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования) величин.

Однако если предельный размер стоимости имущества можно выразить в определенном количестве МПБ, то найти альтернативу самостоятельности заявителя при предоставлении сведений об имуществе и его стоимости достаточно сложно. Поскольку более жесткие законодательные требования к процедуре сбора документов об имуществе и его оценке все равно не гарантируют невозможности сокрытия заявителем сведений об имуществе и при этом значительно осложняют процесс сбора документов для добросовестных граждан.

На практике в силу неопределенности критериев имущественное положение семьи не служит основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки.

Поделиться: