Трудоустройство астраханцев начинается со школы

Трудоустройство астраханцев начинается со школы

Современной молодежи, особенно без наличия стажа, трудно найти достойную работу по специальности. Какие меры предпринять, чтобы переломить ситуацию? Специалисты по занятости уверены: кирпичики в фундамент будущего карьерного успеха закладываются еще в школе.

Садово-огородная метафора
За прошедший год работа по профориентации охватила 29 тысяч учащихся. В чем она заключалась? Уроки профориентации для детей, встречи и беседы для родителей, методические семинары для педагогов. Результаты и примеры такой деятельности продемонстрировали на выставке в рамках итоговой коллегии службы занятости населения Астраханской области. Она состоялась в селе Начало, на базе технопака АГУ.
Вот стайка восьмиклассниц в белых фартуках решает тесты-«бродилки». Девочки водят пальчиками по красочным картам, ответы на вопросы приводят их к сферам деятельности — всего их, как известно, пять. Ради интереса тоже пробую. Получается «человек-художественный образ». Что ж, в журналистике и этот аспект имеет место быть. Всем выдают горшочки с землей и с флажком этой самой сферы деятельности. Сажаем семечки, забираем домой как сувенир. Наказ — следить за развитием ростка. Символично.
«Профессиональный рост похож на рост растения, — поясняет главный специалист агентства по занятости населения Астраханской области Мария Яхнева. — Нужно знать, какими интересами и способностями ты обладаешь, чтобы поместить себя в «грунт», который поможет совершить взлет в карьере. Определив сферу, можно определить те профессии, которыми человек способен успешно овладеть».

Хочу, могу или надо?
На что еще ориентироваться детям, принимая судьбоносное решение? Сотрудники отдела профориентации центра занятости населения города Астрахани доносят непростую информацию при помощи футуристической деловой игры. Она посвящена профессиям сельского хозяйства будущего. Свободных мест в аудитории нет. Ребята фантазируют и тем самым расширяют кругозор о мире профессий.
«Профессий будущего много в каждой отрасли, и они еще будут появляться в ближайшие 20 лет. Перечень большой. Речь идет о том, что не только нужно владеть какой-то профессией по специальности, но и в течение всей жизни развивать надпрофессиональные навыки, дополнительные умения. Они тоже помогут. Многие современные работодатели смотрят не только на диплом и специальность, но и на то, что ты еще умеешь», — считает начальник отдела Аида Ашимова.
Основные правила выбора профессии, по мнению специалистов, — прислушиваться к своим желаниям и в то же время учитывать возможности. Получается треугольник «хочу — могу — надо». «Надо» — это про потребности рынка труда: где посмотреть информацию о специальностях, об учебных заведениях.

Погружение в профессию
«С листа» ребенок не осознает, что ему близко. На помощь приходят проекты по раннему профориентационному самоопределению. Например, «Экскурс в профессию».
На выставке, предшествовавшей коллегии, представили своеобразную демоверсию этой опции. Кто-то занимается на тренажере Автодорожного колледжа и чувствует себя полноправным участником дорожного движения. Кто-то ловит каждое движение мастер-классов по разделыванию рыбы и вырезанию цветов из мармелада на площадке Камызякского сельсхозяйственного колледжа. А кто-то заворожено наблюдает за швеей Светланой и тем, как она ловко управляется с большой промышленной машинкой, используемой в цехах местного бренда резиновой обуви «Дюна-АСТ».
В 2017 году различные предприятия и организации благодаря центрам занятости посетило порядка 3,5 тысяч школьников. Повторить их опыт нетрудно: достаточно подать заявку на портале rabota.astrobl.ru.

Бизнесмен со школы
На самой коллегии акцентировали внимание: в школах возрождается профессиональная подготовка. Один из примеров — Икрянинский район. В самом Икряном школьники осваивают навыки столяра, повара, сварщика, кулинара. В Красных Баррикадах выпускаются слесаря по ремонту автомобилей, операторы ЭВМ и делопроизводители. В Житном готовятся обучать трактористов-механизаторов, так что в 18 лет ребята получат права на управление трактором.
Устраивают учащихся на летнюю работу. В барановской школе в Наримановском районе действует летний лагерь труда и отдыха наподобие советских поездок в колхозы. Ребята трудятся на земле и получают за это оплату, участвуют в облагораживании территорий и спасении рыбной молоди. В учебное время — факультативные занятия по агрономии.
Вводится система наставничества, когда можно вникать в профессии под руководством асов. Планируется обучать, в том числе, таким актуальным на сегодняшний день вещам, как навыки предпринимательской деятельности.

Планы службы занятости населения на 2018 год
1) Развивать предпринимательство среди безработных. Финансовая помощь для открытия собственного дела увеличена до 75 тысяч рублей. Продолжается проект «Мама-предприниматель»: обучение и грантовая поддержка для родительниц-несовершеннолетних.
2) Активно работать с людьми с ограниченными возможностями. В планах — трудоустроить до 40% человек (в 2017 году было трудоустроено 37,9%). Одна из мер — конкурс «Абилимпикс». В нем себя смогут проявить граждане с инвалидностью.
3) Создавать большее количество рабочих мест для молодежи. Астраханская область включена в проект Международной организации труда «Партнерство в сфере занятости молодежи в странах СНГ». Он реализуется при поддержке Минтруда России и ПАО «Лукойл».
Прямая речь
Аида Ашимова, начальник отдела профориентации центра занятости населения города Астрахани:
— Меняются социально-экономические условия, рынок труда изменчивый. Сейчас сложно дать прогноз на несколько лет вперед, что будет востребовано. Но одно точно: будет востребован хороший специалист. То есть человек, которому интересна профессия. Он будет ее осваивать более успешно. Соответственно, и в труде будет более эффективным. Такой человек при любой обстановке вокруг всегда найдет себе применение.

Людмила КОЧИНА

Источник

Поделиться: