Об утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере — Строительная индустрия

Об утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере — Строительная индустрияОб утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере Строительная индустрия.

Приказ исполняющего обязанности Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 10 февраля 2014 года № 32. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 марта 2014 года № 9198. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 мая 2015 года № 629.

Утратил силу с изменениями на: 28.05.2015.

Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 28.05.2015 № 629.

В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере «Строительная индустрия». 2. Комитету промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Касымбеков Б.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «?ділет»; 3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан А. Рау.

Утверждена приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 10 февраля 2014 года № 32.

Отраслевая рамка квалификаций в сфере «Строительная индустрия» 1. Общие положения.

1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере «Строительная индустрия» (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамке квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-?-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8022). 2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней, обеспечивает сопоставимость квалификаций и является основой для профессиональных стандартов и системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов в строительной отрасли. 3. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан) и позволяет: 1) описывать с единых позиций требования к квалификации специалистов и выпускников всех уровней образования при разработке профессиональных и образовательных стандартов; 2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры подтверждения соответствия и присвоения квалификаций специалистов в химической отрасли и выпускников всех уровней образования; 3) планировать карьерный рост, повышение квалификационного уровня, ведущие к получению соответствующей квалификации. 4. Основные термины и понятия, используемые в ОРК: 1) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке; 2) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда; 3) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда; 4) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени; 5) отраслевая рамка квалификаций — структурированное описание квалификационных уровней признаваемых в отрасли; 6) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда; 7) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления). 5. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к настоящей ОРК. ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности, а именно: 1) знания — данный показатель является комплексным и определяет требования к знаниям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности: объема и сложности используемой информации; инновационности знаний; степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний). Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех; 2) умения и навыки — данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих; 3) личностные и профессиональные компетенции — данный показатель определяет общую компетенцию работника и имеет три основных степени проявления: деятельность под руководством; самостоятельная исполнительская деятельность; руководство другими. Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, отрасли, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей). 6. Основным принципом разработки уровней квалификации в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания. 7. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне производится обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, что дает возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации. Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, указанного в приложении 2 к настоящей ОРК.

Приложение 1 к Отраслевой рамке квалификаций в сфере «Строительная индустрия.

Структура отраслевой рамки квалификаций в отрасли строительной индустрии.

Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством. Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды; за подготовку средств производства; за выполнение простейших видов работ (подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, ИСЗ и др.); Сложность: решение простых типовых задач.

Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач.

Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения. Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды; за подготовку средств производства; за производство неметаллической продукции на минеральной основе. Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач.

Знания о технологиях преобразования предмета труда, планировании и организации труда.

Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды; за подготовку средств производства; за производство неметаллической продукции на минеральной основе. Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций.

Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда.

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды; за подготовку средств производства; за производство неметаллической продукции на минеральной основе — полуфабрикатов. Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма.

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании.

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды; за подготовку средств производства; за производство неметаллической продукции на минеральной основе – готовой продукции. Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций.

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников; за подготовку средств производства; за производство неметаллической продукции на минеральной основе — полуфабрикатов. Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих многообразие способов решения.

Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств.

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации.

Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников; за подготовку средств производства; за производство неметаллической продукции на минеральной основе — готовой продукции. Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих многообразие способов решения.

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за подготовку средств производства; за производство и реализацию неметаллической продукции на минеральной основе – полуфабрикатов, на внутреннем рынке. Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку и использование новых подходов и методов.

Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности.

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов.

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за подготовку средств производства; за производство и реализацию неметаллической продукции на минеральной основе – полуфабрикатов, на внешнем рынке. Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку и использование новых подходов и методов.

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за подготовку средств производства; за производство и реализацию неметаллической продукции на минеральной основе — готовой продукции, на внутреннем рынке. Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку и использование новых подходов и методов.

Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия.

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами.

Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию; за подготовку средств производства; за производство и реализацию неметаллической продукции на минеральной основе – готовой продукции, на внешнем рынке. Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку и использование новых подходов и методов.

Приложение 2 к Отраслевой рамке квалификаций в сфере «Строительная индустрия.

Показатель достижения квалификации.

Поделиться: