Свита Деда Мороза тоже имеет скелеты в шкафу

Свита Деда Мороза тоже имеет скелеты в шкафу

Мы уже рассказали необычную историю появления в праздновании Нового года фигуры Деда Мороза. Думаете, у других персонажей этого действа хрестоматийная «биография»?

Снегурочка

Постоянная спутница Деда Мороза появилась на массовых торжествах только в советское время, хотя ее «биография» не менее богатая и продолжительная, чем у главного кудесника Нового года. В русском фольклоре она была Снегуркой или Снежевиночкой — девочкой из снега, которую лепили супруги, не имеющие детей. И в большинстве сказок она в итоге не приносила родителям-умельцам радости, растаяв в одночасье.

Конкретные черты она приобрела после выхода в свет сначала второго тома книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 год), а затем пьесы Александра Островского «Снегурочка» (1873 год). В народе быстро сформировался образ Снегурочки — красивой и стройной девушки с бледным лицом, одетой в белые шубу и шапочку. Единственное, что вызывало разногласие, — кем она приходится Деду Морозу: дочерью (как у Островского) или внучкой.

К концу XIX века новый персонаж новогоднего действа завоевал невиданную популярность: на праздничных открытках Снегурочка рисовалась не меньше Деда Мороза и ангелов, ее фигурка в качестве елочной игрушки массово выпускалась, а девочки отказывались от маскарадных костюмов фей, предпочитая наряды Снегурочки.

Но вот в качестве действующего лица на публичном мероприятии Снегурочка оказалась лишь во времена СССР. Дебют состоялся на упомянутой в предыдущей статье о Деде Морозе государственной елке в московском Доме Союзов в январе 1937 года. Правда, тогда что-то в ее образе партийному руководству не понравилось, и в довоенный период Снегурочки на торжествах больше не было.

Возвращение случилось в середине 1950-х годов. И все благодаря Льву Кассилю и Сергею Михалкову — постоянным сценаристам по проведению кремлевской елки. Писатели упорно вписывали Снегурочку в сюжетную канву, и организаторы в конце концов сдались. А раз Снегурочку утвердили на столь высоком уровне, то на периферии посчитали это обязательным к копированию. Так Снегурочка, условно говоря, пошла в народ.

Кстати, мы можем гордиться этим образом — он весьма уникален для мира. Да, в ряде стран у местных дедов морозов есть помощницы. Но среди них нет ни одной, чьи история и облик так тесно связаны с временем года, когда происходит само торжество, — зимой. Да и когда рассуждают о них как об аналогах Снегурочки, подмывает спросить: вы эти аналоги видели? К примеру, итальянскую Бефану. Да, ее считают доброй феей, но представить морщинистую старуху с крючковатым носом, влетающую в твой дом на метле, символом Нового года? Благодарю покорно!

Снеговик

Еще один важный участник новогоднего празднования может считать себя родственником Снегурочки — как-никак из одного же теста (то бишь снега) слеплены. Но вот его «родословной» не позавидуешь.

Одно из первых изображений снеговика в Книге Часов (1380 год) представляет человека, поджариваемого на огне. Поскольку в средневековой Европе типичный снеговик был реалистической скульптурой и сильны были антисемитские настроения, то исследователи предполагают: данная картина символизировала сжигание еврея.

Вершиной европейского создания снеговиков стал 1511 год, когда в Брюсселе, скованном морозом и снегом полтора месяца, решили устроить импровизированный фестиваль снежного искусства. На улицах за считанные дни появилось более 110 скульптур, большая часть — с порнографическим подтекстом, в том числе и ставший впоследствии знаменитым «Писающий мальчик». В финале население города с гоготом пыталось совокупляться со снеговиками, а потом и вовсе их растоптало.

На Руси снеговики олицетворяли злые зимние духи, которых лепили в виде свирепых монстров. Первоначально им подносили дары, чтобы задобрить и попросить сделать зиму помягче. Однако позднее заключительный этап ритуала стал радикальным: «духов» били дубинами, кромсали санками. Даже в XIX веке, когда снеговики приобрели более добродушный вид, можно найти в книгах и газетах множество картинок, где люди с удовольствием уничтожают снежных баб вручную или на санях.

Кстати, снежная баба — творение исконно русское. На Западе снеговик сугубо мужского пола, в английском языке для его обозначения есть только одно слово — snowman («снежный мужчина»).

Только к XVIII веку стала преобладать техника создания снеговиков из шаров. Тогда же стало и меняться отношение к ним общественности: их стали ставить во дворе, возле дома с целью привлечь в дом удачу и богатство. А вот заявления, будто каждый элемент в снежной фигуре имеет определенный символ — это из городских легенд. Морковь не символизирует урожайное изобилие — корнеплод просто подходящий в качестве носа, хотя на Западе можно часто увидеть на месте дыхательного аппарата ветку, уголек или картошку.
Свита Деда Мороза тоже имеет скелеты в шкафу
И традиции водружать на голову снеговика перевернутое ведро, якобы символизирующее достаток, нет столетия. Такой «головной убор» придумали создатели советского мультфильма «Снеговик-почтовик» 1955 года, после чего отечественная детвора стала самозабвенно награждать снежных индивидов ведрами. За рубежом же больше принято нахлобучивать на снеговика старые шляпу или цилиндр. В новогоднюю обойму снеговик попал тоже с помощью книг, только детских, где публиковались рождественские песни. Сочетание текста песен с добродушными снеговиками прочно закрепилось в сознании детей, которые на празднество все чаще желали видеть любимцев воочию. Так снеговик сначала проник на семейное празднование Нового года, а затем и на массовые балы-маскарады.

Кстати

Лепка снеговика признается весьма полезным для организма делом. Согласно данным сайта www.diets.ru, за час работы со снегом вы сжигаете до 300-350 килокалорий, а также хорошо тренируете мышцы рук, спины и брюшного пресса. Лепка снеговика рекомендуется людям даже с самой низкой физической подготовкой и проблемным здоровьем — главное, учитывать температурный режим.

Календарь

Сергей СЕРЕБРОВ

Источник

Поделиться: