Назад в Астрахань: при открытии трамвая вагоны брались штурмом

Пресса из прошлого
Трамваи в Астрахани открывались со скандалом. Сейчас бы этот вид транспорта отпраздновал 120 лет. Увы, городские власти с ним расправились раньше – в 2007 году. Но наши предки не знали, как распорядятся их наследием потомки.

Продолжаем знакомить читателей с тем, что писали астраханские газеты в июне 1900 года. Сегодня об открытии электрических трамваев. Отметим, что контракт на строительство городская управа заключила с бельгийской фирмой «Сименс и Гальке». Работы вело некое анонимное акционерное общество рельсовых путей. Кроме маршрутных линий оно должно было укрепить и расширить мосты, по которым будут проложены рельсы.

Мост под запретом

По завершении капремонта одного из таких сооружений произошел конфликт. Общество рельсовых путей заартачилось с открытием проезда для подвод по Коммерческому мосту. Типа, нет концессии – нет и движению. Пришлось вмешаться полицмейстеру, который проигнорировал протест представителя фирмы инженера Дю-Вельца. Оставшуюся часть полотна замостили за счет городского бюджета и стали пользоваться сооружением.

«Вагоны движутся быстро и покойно, производя лишь незначительный шум»

Но передача договора на эксплуатацию трамвая все-таки состоялась 1 июня 1900 г по старому стилю. Бельгийское общество официально стало городским контрагентом. На следующий день прошли испытания. «Вагоны движутся быстро и покойно, производя лишь незначительный шум», — писала газета «Астраханский листок».

Пьяных в вагоны не пускать

Городская управа установила правила. Так при приближении вагонов экипажи по сигналу обязаны сворачивать с рельсов. Жителям воспрещается сбрасывать на пути мусор и песок. Плата за проезд: в первом классе 5 коп., во втором — 3 коп. Для детей до пяти лет и воспитанников учебных заведений, одетых по форме, — бесплатно. Пассажиры с большими ношами, которые нельзя держать на коленях, и пьяные в вагон не допускаются.

Член управы Е.Ф. Никитин для безопасности предложил обязать предпринимателя поставить на разъездах и перекрестках стрелочников или флажников. Но к нему не прислушались.

«и яства, и речи, и тосты … не обошлось без лобзаний и слез умиления»

Градус празднования зашкалил

И вот утром 11 июня (по старому стилю) электрическое ноу-хау торжественно открылось. Астрахань стала седьмым «трамвайным» городом в России. Церемония прошла с размахом на центральной станции. Затем, как пишут газеты, отцы города и представители фирмы отправились на банкет в «Аркадию», где были «и яства, и речи, и тосты … не обошлось без лобзаний и слез умиления». Еще бы, такое событие!

Многие основательно набрались алкоголем, и их пришлось развозить по домам на подводах. Кстати, журналисты посчитали, только на официальную часть торжества было потрачено 2,5 тысячи рублей. Не малая сумма по тем временам. «Сколько сирых, голодных, убогих можно было утешить на эти бенефисные деньги», — вопрошает автор публикации под псевдонимом Тутошний.

Поглазеть собрались толпы

Пока вип-персоны отмечали, горожане знакомились с диковинкой. Ажиотаж был не шуточный. С раннего утра улицы, по которым проложены рельсы, заполнились людьми. Поглазеть собрались целые толпы. Когда вагон трогался в путь, его эскортировали сзади и по бокам дети и взрослые. Мальчишки висли на окнах, цеплялись за приступки.

Места в вагонах брались «с бою». Каждый хотел прокатиться. Пассажиров было больше, чем положено. Садились даже друг другу на колени. Никто уже не разбирал, где места первого класса, а где второго. Поэтому и кондукторы стали требовать со всех по 5 коп. Да еще и гимназистов заставляли платить.

В первый день работы трамваев было выручено около 400 руб. Но и проблем предостаточно. Например, произошли ДТП с участием рыбы и свиньи. Но об этом – в следующий раз.

Другие материалы рубрики:

Назад в Астрахань: народные избранники переругались из-за водопровода

Источник

Поделиться: