Пережить всё, чтобы рисовать

Пережить всё, чтобы рисовать

Астраханцы увидят архив знаменитого земляка

Федор Щукин – известный астраханский художник, талантливый педагог. Он был близко знаком с Павлом Власовым – координатором художественной жизни Астрахани, именем которого названо художественное училище. О самом же Федоре Федоровиче почти ничего не известно. И сейчас этот исторический пробел заполняется: в распоряжении картинной галереи оказался личный архив мастера.

Расшифровывая дневники

Черновики автобиографии, письма, заметки о развитии художественного образования в Астрахани в первые послереволюционные годы, дипломы и почётные грамоты, пригласительные билеты на выставки и многое другое… Все это теперь находится в фондах Астраханской картинной галереи имени Догадина и изучается искусствоведами.

По ее трепетному отношению видно: этот дар для галереи поистине замечателен.

Документы Федора Щукина, творившего в XX веке, с разрешения родственников передала в дар заведующая кафедрой теории и истории журналистики факультета филологии и журналистики АГУ Галина Белолипская. Проживая по соседству со Щукиными, она дружила с дочерью мастера Людмилой Парфеновой, расшифровывала ее дневники, писала о ней журналистские материалы.

Из золотого поколения

Федор Щукин принадлежал к золотому поколению астраханских живописцев. В рядах Астраханского союза художников он творил вместе с Владимиром Секлюцким, Алексеем Токаревым, Сергеем Масленниковым, Николаем Протасовым и другими. Жизнь молодой общины художников била ключом.

Живописцы получали и выполняли многочисленные заказы, ходили на агитпароходах вверх по Волге. Но самыми запоминающимися были творческие командировки на астраханское понизовье и Каспийское море к рыбакам.

С 1930 года он преподавал в Астраханском художественном училище. А затем он познакомился с Натальей, которую беоглдяно любил все время.

Но их семейную идиллию разрушила Великая Отечественная война. Супруга вместе с маленькой дочерью Люсей объездила все фронтовые дороги на санитарном поезде, а Федор Федорович весной 1942 года попал в плен после харьковского котла и прошел через ряд фашистских концлагерей. А когда его в Германии освободили американцы, он в числе других военнопленных вместо дома попал в колонию-поселение за Урал, на озеро Синеж. И домой удалось вернуться лишь в 1953 году.

Пережить всё, чтобы рисовать

Человек со стержнем

Правда, от «ковки» этого стержня Федору Щукину пришлось тяжело — он перенес пять инфарктов, в результате чего не мог передвигаться самостоятельно и оказался прикован к постели. Тем не менее картины все равно продолжал писать. И радовался, что жизнь, несмотря ни на что, продолжается. На последних этюдах 1968-1969 годов запечатлено строительство клуба ТРЗ, Жилгородка.

До передачи в галерею ценный архив хранился у внука Федора Щукина, доцента кафедры анестезиологии АГМУ Леонида Парфенова.

Пережить всё, чтобы рисовать

По вспышке фотокамеры

Члена Союза художников СССР Федор Щукин прожил плодотворную творческую и педагогическую жизнь. С 1920 по 1960-е годы он активно выставлялся на региональном и республиканском уровне. В архиве есть грамота от Хвалынского краеведческого музея за передачу в дар картины. Так что не исключено, что работы астраханца хранятся не только в Астраханской картинной галерее, но и в других собраниях России.

Галина Белолипская смогла «засветить» человеческую судьбу Федора Щукина, донести ее до астраханев. Но кто бы занялся творческой индивидуальностью мастера, его взаимоотношениями с другими художниками, становлением Астраханского художественного училища?

И когда во время карантина Власта Ватаман попросила астраханцев помочь с информацией о местных художниках. Галина Белолипская поняла: вот он, шанс передать ценные документы в руки ученых.

Научный сотрудник Догадинки развязывает папку со старыми фотографиями. Вот Федор Щукин в военной форме, вот портрет с кистями, – очевидно, в мастерской — а вот он на пленэре на Каспии вместе с другими художниками-астраханцами.

В общей сложности – 42 фотографии, сделанные с 1919 по 1969 годы. Камера запечатлела коллег и учителей художника, в том числе – Павла Власова. На обороте иногда можно увидеть подписи. «Снимались на Волге за 10 рублей. 3 марта 1919 года», – и изображение совсем молодого Щукина рядом с другом. Некоторые экземпляры редкие, потому что напечатаны в мастерской известного астраханского фотографа Филиппа Роговенко и 1-й Госфотографии.

Документы и фотоизображения не только прольют свет на судьбу Фёдора Щукина и его творческий путь, но и однозначно расширят представление о развитии астраханской художественной культуры.

Пережить всё, чтобы рисовать

Кстати

В собрании Догадинки – десять работ Фёдора Щукина. Теперь, когда их дополнили другие уникальные экспонаты, галерея собирается организовать выставку, посвящённую мастеру. Планируют её на октябрь-ноябрь.

Прямая речь

Власта Ватаман, научный сотрудник Астраханской картинной галереи имени Павла Догадина:

Источник

Поделиться: