Новоселье и строительство

Новоселье и строительствоНовоселье и строительство. Приметы и обряды, связанные с новосельем и строительством дома.

Строительство дома.

Чтобы выбрать место для будущего строения, на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали и смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи - плохое место, непригодное для жилья. Если же там были дождевые черви - можно строить. Или пекли три круглых маленьких каравая. Хозяин дома нес их до места постройки за пазухой, доставал и катал их по земле. Если все они ложились верхней коркой вверх - место считалось хорошим, безопасным. Если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, искали другое место для постройки.

Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету, зерна, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть - на счастье и ладан - для святости.

В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового.

Приметы и обычаи для тех, кто строить дом.

Не предвещает добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.

Считалось, что тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом, поэтому первым должен был войти самый старший в семье.

Чтобы отвести смерть от хозяина дом, хозяева тайно приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома.

Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий - пили заручное . Когда клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили закладочные . Уложили первый ряд основных бревен - пили обложейное . Когда заготовленный сруб переносили и ставили на указанное место - снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепля ется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке. Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы: на печи, перегородках, полатях, обязательно на голбце - через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила - рисовали знаки солнца, чертили кресты. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.

Переезжали в новый дом обязательно ночью. Конечно, полностью перенести пожитки в это время сложно, поэтому ограничивались несколькими предметами, которые символизируют жизнь в доме: подушкой, горшками, хлебом, мылом. Скотину обязательно перегоняли ночью, чтобы уберечь от сглаза. Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и мое семейство . После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка - хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дверь, хозяин прежде всего пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: Проходи-ко, суседушко, братанушко! Новоселье заканчивалось семейной мо литвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню. Существовал и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем и переездом на новое место жительства.

Счастливыми днями для новоселья считались двунадесятые христианские празднества (Пасха, Вознесение,Троица, Вербное воскресенье, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение Креста и Рождество Христово). Особенно удачным для новоселья считалось Введение во храм Богородицы.

В новый дом первыми должны войти петух или кошка, или малознакомый чело век, часто неправославный, за ними входил хозяин с иконой и хлебом-солью, а следом все семейство.

В новый дом обязательно надо взять икону, непочатый хлеб с горстью соли, квашню с растворенным тестом, петуха, курицу и кошку. Впуская в двери кошку, приговаривали: Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор.

Поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку - домовому.

Петух - это символ огня, символ очага. Считалось, что если петух, внесенный в новую избу, запоет - это предвещает хозяевам счастливую жизнь. Если же молчит - значит их ожидает в новом доме какое-нибудь горе. Иногда петуха в ночь переселения до утра оставляли в избе, чтобы первый его крик прозвучал в новом жилище.

В некоторых областях хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старалась три раза обежать новую избу нагишом со словами: Поставлю я около двора же лезный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не пере полз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не за глядывал . Чтобы был этот замок крепок, баба в воротах перекидывалась кубарем также до трех раз с приговором, чтобы род и плод в новом доме увеличивались.

Новоселье. Как организовать новоселье.

Новое жилье надо было непременно освятить, и для этого в дом приглашался священник. После завершения ритуала накрывали праздничный стол, на который ставили блюда, имевшие символический смысл: пироги, предвещавшие хорошие отношения с будущими соседями, какое-нибудь блюдо из курицы, например, богатые щи на курином бульоне (чтобы денег было - куры не клюют) и т. д. Начинать пир полагалось с водки (чистой, в знак пожелания хозяевам безоблачной счастливой жизни на новом месте). Первый тост обязательно поднимался за долгую жизнь хозяина дома (затем за хозяйку и детей.

Подарки на новоселье было принято вручать непосредственно перед уходом. Подарок должен быть дорогим, для семейного пользования.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем.

Гости, приглашенные на новоселье, обязательно должны принести с собой хлеб и полную солонку соли - пожелание обилия и благополучия в доме.

Как и при выборе места для строительства дома, снова катали по полу караваи хлеба и смотрели, как они лягут, как хозяевам придется жить на новом месте, счастливо или нет.

Ни в коем случае нельзя было дарить новоселам конверт с деньгами.

Уходя из нового дома, хорошо сказать: Мир вашему дому.

Когда и как следует переезжать в новый дом, в квартиру.

При переезде в новый дом или квартиру не везут с собой кровать или стул, на котором преставился человек, в противном случае очень скоро будет новый покойник.

Когда в дом вносят новую мебель, нужно об этом уведомить хозяина - домового.

Вот тебе, хозяин, мой новый скарб.

Пусть он будет не первый и не последний.

Если люди делают закладку дома, нужно под три угла подложить мелочь и сказать.

Мир, покой, богатство.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Тогда и будет богатство в доме.

Нельзя вносить в дом ветки боярышника и белой сирени, это приносит скорое несчастье. Не хранят также в доме ковыль.

Чтобы в новом доме никогда не водились пруссаки (тараканы), двухвостки, клопы и другие насекомые, нужно при закладке дома позаботиться об этом. Попросите плотников, чтобы они вбили гвоздь между первым и вторым бревном. Прежде чем отдать плотникам этот гвоздь, наговорите на него так.

Обженяю я дерево с гвоздем.

Пусть они рядом лежат.

Да усердно плодят: чистоту, здравие и богатство.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если плотники, делая сруб, кладут бревно с выпирающим сучком, то у жильцов дома могут появиться опухоли. Если вы заметите это, то лучше заставить плотника снять этот нарост.

Замечено, что если в доме три окна смотрят на север, то у хозяина охладевает чувство к жене.

При переезде из старого жилища в новое не забудьте перевезти с собой в новые хоромы и хозяина. Делают это так: берут старый веник, постукивают им по порогу и говорят.

Хозяюшка-домовой, на салазки садись.

На новое местечко прокатись.

А на новом месте уживись.

Веник везут в новый дом.

Если хозяйка вытерла руки о скатерть, она может этим навлечь на свой дом нищету или безденежье. Исправляют это так. Крикните в окошко, как бы окликая кого-то. Но кричать нужно только свое имя, то есть если хозяйку зовут Татьяна, то и в окно она должна крикнуть: Таня.

Когда топите в первый раз новую печку, перекреститесь и скажите.

Как твой дым покинет мой дом.

Так и дом мой пусть покинут все беды.

Ключ, замок, язык.

Аминь. Аминь. Аминь.

Когда строят дом из дерева, то никто не может знать, не будет ли заложено в строительство то дерево, на котором задавился человек. Ведь лес поступает в продажу со всех мест.

Чтобы от этого подстраховаться и отвести беду, следует собрать первую стружку от бревен и сжечь со словами оберега.

Корни в земле, а оберег на мне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Не следует закладывать в венец дома бревно с сучком, который растет из середины ствола дерева, иначе в новом доме все умрут в течение семи лет.

Нельзя ставить закваску ночью. Если так сделать, то три года в доме не будет денег.

Чтобы в доме не было ссор, меняйте постельное белье только с субботы на воскресенье.

Тот, кто закладывает дом 13-го числа, строит его чертям.

Кто ночью моет пол, тот вымывает из дома счастье.

Считается, что молния никогда не ударит в тот дом, где живет черный кот или черная собака.

Рекомендуем посмотреть.

Поделиться: