Почему астраханский переулок, где нет театра, назван Театральным

Почему астраханский переулок, где нет театра, назван Театральным

Горожане страстно любили театр и даже сами писали пьесы

В Год театра стоит вспомнить о том, что Астрахань является одним из старейших театральных городов бывшей Российской империи. Но что значил театр для горожан прошлого? Чем он являлся в жизни города?

Каменный сарай
Как писал в конце XIX века краевед Адольф Штылько, «все, без чего не живет астраханец, — это карты, хористки, буфеты, отдельные кабинеты, театр». До 1810 года театра в этом списке еще не было.
А вот уже с зимы в Астрахани начал «содержать театр» отставной подпоручик Андрей Грузинов. Помещался первый «зимний театр» в частном доме купца Токарева. Хотя чаще его именуют проще — «каменный сарай». Находилось это строение по соседству с Армянским и Индийским торговыми подворьями, на том месте, где сегодня стоит многоэтажный жилой дом на углу улицы Ахматовской и переулка Театрального. Именно этому, уже не существующему, первому театру переулок и обязан своим названием.
С Андреем Грузиновым был знаком знаменитый астраханский общественный деятель Иван Варваций. Как и Варваций, Грузинов занимался благотворительностью. Уже в первые три года работы театра он организовал серию спектаклей в пользу бедных, погорельцев и инвалидов.
Все театральные постановки строго регламентировались. В начале каждого года Грузинов подавал губернатору на утверждение реестр пьес, которые хотел поставить. В первую очередь это были драмы, не все названия которых нам сегодня известны: «Торжество дружбы», «Друг несчастных», «Ромео и Юлия», «Беглец», «Агнесса и Людовик», «Эдуард в Шотландии». Список дополняли комедии XVIII-XIX веков: «Говорун», «Неудачный договор», «Неосновательная ревность», «Истинный друг» и другие.
В первом Драмтеатре ставили и оперы: «Калиф на час», «Милые философы», «Веселый башмачник».
В 1821 году дом Токарева приобрел известный армянин Углев, после чего театр стали называть Углевским. Он находился под покровительством губернатора, тот сам назначал его директоров и попечителей. Ложи абонировались на год. В том же здании помещался клуб «Благородное собрание». Неудивительно, что театр использовался и для проведения городских торжеств. Так, в день празднования дня рождения императора, в 1813 году, в театре состоялось вечернее представление для зрителей разных сословий.
Прибывший в Астрахань в 1835 году ученый Иван Бларамберг в мемуарах записал, что в светской жизни Астрахани, насчитывавшей тогда всего 45 тысяч жителей, театр играет важную роль. Сама жена губернатора Тимирязева пригласила столичного гостя в свою ложу — так Бларамберг впервые увидел представление в провинциальном театре. Впечатления у него остались самые позитивные:

«За делами время пролетело очень быстро. Каждый вечер мы были либо в театре, либо в обществе… мы славно повеселились».
И Боголюбов в своем путеводителе по Волге 1862 года назвал наш театр вполне сносным, доставлявшим публике немало радости. Горожане даже сами писали пьесы для него. В феврале 1861 года в театре поставили итальянскую драму «Бьянка Капелла», сочиненную астраханским судьей Давыдовым.
Чтобы театральные сезоны не прерывались, городские власти порой шли на спонсирование: летом 1876 года дума выдала субсидию антрепренеру Вальтеру на наем Углевского театра.
Но чем дальше, тем меньше звучало положительных отзывов, особенно от тех, кому было, с чем сравнивать. Весьма едко описал наш первый «зимний театр» Сергей Монастырский в своем «Спутнике по Волге» в 1884 году.
По его словам, до 1883 года антрепренерами астраханского театра были мелкие провинциальные импресарио с самыми жалкими персонажами и репертуаром, в котором мелодрамы чередовались с «Гамлетом», «Прекрасной Еленой» с «Ревизором», причем одна и та же «дебелая актриса» играла и сестру Терезу, и Офелию, и Софью в «Горе от ума».
Качеству персонажей соответствовало и здание первого театра:

Но все это не мешало развитию театральной мании, которая в некоторые сезоны охватывала публику вплоть до того, что возникали ее враждующие партии или шло соревнование «спонсоров»: кто подарит больше дорогих, а порой очень странных подарков актрисам. Иногда местные поклонники артисток заставляли своих арендаторов или работников «скинуться» на такой подарок. Случалось, что недовольная публика устраивала труппе скандалы.

Четыре яруса
В декабре 1877 года потомственный почетный гражданин, «капиталист» Николай Плотников, заявил городской думе о своем желании построить каменный зимний театр на новом месте, по особому проекту. Дума согласилась освободить театр от городских сборов и давать ежегодную субсидию в 1 500 рублей. Ее отменили лишь спустя 14 лет.
1 октября 1883 года состоялось освящение и открытие нового здания «зимнего театра», а 2 октября там дали первое представление — оперетту «Красное солнышко» в исполнении труппы антрепренера Медведева. Именно это здание и служит Драмтеатром в наши дни.
Тот самый антрепренер Медведев снял театр на три года и… «привез в Астрахань невообразимую труппу, составленную… из ужаснейших персонажей, оскорблявших своим присутствием на сцене даже и мало разборчивую астраханскую публику». И с таким-то актерским составом антрепренер «осмеливался», испытывая терпение публики, ставить «Жизнь за царя», «Рогнеду» и «Фауста».
Впрочем, публика со временем научилась отличать приличную постановку от халтуры. Осенью 1888 года в театре поставили пьесу местного автора Попова «На саранчу». И что же? Успеха она не имела вообще, театр пустовал. Знавал он и лучшие времена, когда в начале ХХ века в нем выступал Федор Шаляпин и публики было столько, что она не поместилась
в здание.

Кукла — тоже человек!
Хотя в мировой истории искусств старейшим считается именно кукольный театр, у нас в городе он появился очень поздно.
Сейчас Астраханский театр кукол размещается на пересечении Никольской и улицы Фиолетова.

Здание возвели в 1880 году для купца Григорьева по проекту архитектора Домонтовича. Он же строил кофейню «Шарлау», городскую электростанцию. В разное время в доме Григорьева размещались магазины, Северный банк, Русско-Азиатский банк, учебный корпус техникума легкой промышленности.
А вот кукольный театр переехал в него не сразу. Астраханский государственный театр кукол был основан лишь в декабре 1986 года. Первый сезон открылся 28 ноября 1987 года. Спектакли проходили в помещении гарнизонного Дома офицеров, а администрация и службы находились в здании бывшей гауптвахты на территории кремля. Согласитесь, и сотрудникам, и зрителям в таком «бездомном» театре было неуютно.
Так что в 1991-1992 годах театр переехал в реконструированное здание на Никольской.
Радмила Таркова

Источник

Поделиться: