Вышла в свет монография о Лине Самборской

Имя Лины Самборской – талантливой актрисы, театрального режиссера, педагога — хорошо известно в России. Она была первой в РСФСР женщиной-режиссером, кому было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Лина Семеновна оставила яркий след и в театральной жизни нашего города. Около пяти лет (1948-1953) она работала в Астраханском драматическом театре.

Екатерина Кочеткова – заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей — написала монографию об этой удивительной женщине. Судьба Лины Самборской тесно связана с семьей Кочетковых. Владимир Кочетков и Ольга Пенчковская (отец и мать Юрия Кочеткова – президента ТЮЗа) проработали вместе с ней почти всю свою творческую жизнь, сначала в Омске, потом в Астрахани. Под впечатлением от творчества этого художника во многом определился и выбор профессии Юрия Владимировича Кочеткова – народного артиста России, председателя регионального СТД, который знал ее с первых шагов жизни.

В монографии описан период творческой жизни Самборской в Омске, который был плодотворным и многообразным. Интересен малоизвестный факт. Война подходила к концу, шел 1944 год. В театр пришел 17-летний паренек, с мешком картошки за спиной, он попросился в студию к Лине Семеновне. Она поручила прослушать его Владимира Кочеткова, он увидел в нем способности и уговорил ее посмотреть на паренька. Миша, так звали молодого человека, прочитал отрывок из «Мертвых душ». Несмотря на то, что труппа была переполнена, Самборская дала ему «зеленый свет». Это был Михаил Ульянов, будущий народный и всеми любимый артист.

Лина Семеновна очень заботилась о труппе, доставала лекарства, находила опытных врачей, устраивала быт. Как-то после спектакля Ольга Пенчковская упала в голодный обморок от недоедания, так как отдавала свою пайку хлеба маленькому сыну. Узнав об этом, Самборская отправилась в горком партии г. Омска и настояла, чтобы ведущей актрисе выделили продовольственный доппаек.

Астраханский период ее работы называют «золотым» периодом театра, она решилась на беспрецедентный для того времени шаг — пустила по боку рекомендованные сверху пьесы однодневки и обратила свой взор на русскую и зарубежную классику. В театре появились великолепные спектакли «Женитьба Белугина» Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Отелло» Шекспира, «Ревизор» Гоголя и др. Истосковавшись по хорошему классическому репертуару, зритель буквально повалил в театр.

Кроме творческой деятельности, Самборская занималась почти всеми делами в театре, для нее не было мелочей. Входя за кулисы, она разбрызгивала французские духи, чтобы царил прекрасный аромат. Негодовала, когда видела актрису в день спектакля, несущую с базара сумки – это было непозволительно. Не терпела небрежностей ни в одежде, ни в людях.

Астраханцы увековечили память об этой талантливой женщине — в 2000 году была учреждена премия в области театрального искусства им. Лины Самборской, а в 2007 году на здании драмтеатра была установлена мемориальная доска ее имени.

Материал монографии богато иллюстрирован фотографиями и письмами из личного архива автора и необычно оформлен в характерном стиле старинных рукописей. Бесспорно, рукопись будет интересна не только театральным критикам, искусствоведам, но и широкому кругу читателей.

Фото: Анатолия Деникина

Источник

Поделиться: