Как в Астраханской области живут турки-месхетинцы

Как в Астраханской области живут турки-месхетинцы

Баракатли олсун — чтобы всего было много

Если верить последней Всероссийской переписи населения 2010 года, то представителей этой кавказской субэтнической группы в Астраханской области всего 37 человек.

Их действительно в нашем крае немного, но не настолько, как утверждает переписная статистика.

Диаспору потомков из юго-западной Грузии можно встретить как в Астрахани, так и, скажем, в Черноярском, Наримановском и Камызякском районах. По разным источникам, их на астраханской земле от 1,3 до 1,6 тысячи человек.

При этом, селясь компактно и придерживаясь древних традиций жить своим этносом как единой семьей, они не отгораживаются от окружающих — напротив, радушны любому гостю, переступившему порог их дома. И в приветствии «Баракатли олсун» («Чтобы всего было много») заложено желание одарить счастьем как можно больше людей в этом мире. Хотя сам мир не раз был чрезвычайно жесток к ним, туркам-месхетинцам.

Прочли в газете и приехали

Поды в Черноярском районе — село самобытное и многонациональное. В нем проживают немногим более 700 человек десятка национальностей. И 275 из них — турки-месхетинцы.

«Я уже точно не помню, почему мы выбрали на жительство именно Поды, — рассказывает глава одного из кланов Маил Алиев. — По-моему, прочли в газете, что требуется рабочая сила в колхоз. Тогда многие трудоустраивались по вербовке. Астраханская область имеет климат, чем-то похожий и на Турцию, и на Грузию. А уж летняя жара здесь точно как в Узбекистане, где мы раньше жили. Вот мы и приехали в Поды».

Турки-месхетинцы делятся на кланы, в составе которых живут представители нескольких семей, носящих одну и ту же фамилию. Впрочем, они необязательно должны быть родственниками.

В селе Поды есть кланы Алиевых, Шахриевых, Шахмановых, Маматовых, Мехтиевых и Михтиевых (вообще-то, это одна фамилия, просто в паспортном столе ошиблись при подготовке документов, а люди и не возражали). Большая часть — из Узбекистана, но есть мигранты из Карачаево-Черкесии, Казахстана, Азербайджана.

«Наши дедушки жили в Грузии в одном селе. Это было до Великой Отечественной войны, — продолжает Маил Алиев. — Потом родителей как-то разбросало по свету. А в Подах собрались именно потомки уроженцев того самого грузинского села».

Перец всему голова

В Астраханской области месхетинцы, пережившие ужасы Ферганского погрома в Узбекистане, начали селиться в 1990 году. Кто-то обосновался в областном центре, кому-то приглянулось село Разночиновка в Наримановском районе, кому-то — село Чаган в Камызякском районе. Несколько семей подались на север региона, в Поды.

По приезде в черноярское село многие из месхетинцев стали работать в колхозе «Волна революции», который тогда считался успешным и процветающим хозяйством. Однако вскоре времена изменились: колхоз пришел в упадок и распался.

И началась тогда «эпоха перца». В каждом подворье имелся огород, и местные жители Под — русские, украинцы, дагестанцы — заметили, что новоявленные односельчане выращивают перец по-особому. Не так, как на колхозном поле. И урожай с нескольких соток получают, как с гектара. Смекалистые подовцы быстро новую технологию переняли. Да и сами турки-месхетинцы секретов не держали: их хорошо приняли на новом месте, чего же тут таиться?

Так в селе чуть ли не каждый начал выращивать перец. А затем появились крестьянско-фермерские хозяйства, специализирующиеся на перце. Прошло немного времени, и стали Поды известны своей перцовой продукцией. Зачастили сюда покупатели, приезжали прямо в поле. И открылась дорога подинскому перцу в столицу и другие города.

Удивительный дом

Турки-месхетинцы внесли новизну и в такую сферу, как индивидуальное строительство. В Подах появились новые дома, необычные: практически весь двор находится как бы под одной крышей. В таких домах можно, не запачкав обуви, перейти из жилых помещений в хозпостройки.

На подворье у турка-месхетинца — крупный рогатый скот, овцы, птица. Но каждый из них основным направление работы считает для себя растениеводство.

Кстати, Поды стало единственным селом в районе, где рождаемость превышала смертность. И это благодаря месхетинцам, у которых в семье три ребенка — обычное дело, а пять-шесть детей — не такая уж и редкость. В сельской школе, которая до некоторых пор была средней общеобразовательной, наполнились классы. И в реконструкции местного детсада возникла необходимость.

Месхетинцы — и взрослые, и дети — активно участвуют в общественной жизни села, при этом сохраняя свои обычаи и традиции.

Два клана

Глава семьи Мехтиевых Мирдас Мехтиевич — бывший работник коммунальной службы, человек неординарный. В свободное от работы время писал статьи в районную газету. О себе, о тяготах и переездах своего народа, о земле, гостеприимно принявшей, о традициях. Нередко приглашал корреспондентов к себе в гости и удивлял тех национальными угощениями. Уехать на голодный желудок от семейного дастархана Мехтиевых не удавалось никому.

Глава клана Алиевых — Сардар Алиевич — тоже в свое время баловался заметками в районку, считаясь внештатным корреспондентом. Однако время все расставило по местам, и сегодня он выращивает перец, томаты и баклажаны. «Мой старший сын в числе первых отправился в Поды, — вспоминает Сардар Алиев. — Сейчас таких называют квартирьерами, а тогда они поехали строить жилье. Председатель колхоза Михаил Заплавнов принял радушно, помогал по возможности. И мы с семьей уже приехали не на пустое место».

Вырастили они с женой Джамилей троих сыновей и дочь. Сильный пол, возмужав, остался в селе, а вот Аниса вышла замуж и уехала в Ростовскую область. Сейчас ее сын поступил в АГТУ. Впрочем, в астраханском техуниверситете учатся еще два внука Сардара Алиева: один — на архитектора, второй осваивает компьютерные технологии.

У Маила Алиева и его супруги Муххабад все трое детей — дочь и два сына — пошли по врачебной стезе. Старший Шамиль работает в Астрахани в Александро-Мариинской больнице. А внуков и внучек у Маила Фахмиевич целых девять! Причем старшему 19 лет, а младшим — два и три месяца. И все — граждане России. И переезжать никуда не собираются.

В свое время в Черноярском районе проходили смотры художественной самодеятельности сел. Участвовали и подовские таланты. Причем гвоздем программы были зажигательные танцы в исполнении турецкой молодежи. А душой и режиссером-постановщиком программы считалась Гульетар Алиева сноха Маила Алиева. Поды для нее стали новой родиной — она даже кадриль плясала вместе с русскими. Гульетар выучила обоих сыновей в вузах, даже невестку возила учиться в Астрахань (в результате та получила специальность воспитателя детского сада).

Некоторое время назад Гульетар вместе с семьей уехала в Турцию. По словам бывших односельчан, устроилась там не шикарно, но неплохо.

С кем угодно найдут язык

Месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Некоторые же ученые выдвигают версию, что язык месхетинских турок является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в Средние века.

Согласно другим выкладкам, до 85% турок-месхетинцев свободно владеют русским языком. Поэтому для практической записи своего языка месхетинцы часто употребляют кириллический алфавит.

По словам Сардара Алиева, месхетинцы знают язык граждан той бывшей республики СССР, в которой проживали. И не только. Например, в узбекской деревне, живя бок о бок с корейцами, научились понимать и их.

В Подах русский язык практически все месхетинцы знают в совершенстве и пишут на нем грамотно, но дома разговаривают только на родном языке. По уверению Сардара Алиевича, их дети в совершенстве владеют и турецким. А вот внуки, которые ходят в садик и общаются с русскими сверстниками, охотнее лепечут по-русски. Но взрослые надеются, что и они будут знать свой родной язык.

Какая свадьба без борьбы между гостями?

«Интересно у них обставляются свадьбы, — поделился впечатлениями бывший глава села, а ныне заместитель главы администрации Черноярского района Андрей Решетников. — Как правило, девушки у турок-месхетинцев засватаны с детства. Поэтому чаще всего они заканчивают девять классов, и на этом их образование завершается. По традиции, перед свадьбой невест воруют. А вот одна характерная особенность на свадьбах турок-месхетинцев: гостей открытками и устно на нее не приглашают — те, отдавая дань уважения, должны сами приходить».

Другими свадебными традициями поделился Сардар Алиев. «Раньше было принято заканчивать свадебное гулянье утром следующего дня, — говорит он. — Еще была традиция во время свадьбы устраивать борьбу между гостями со стороны жениха и невесты. Национальная борьба культивировалась в селениях, где проживали молодожены до свадьбы. И в каждом имелся свой судья. Сейчас в одном селе трудно найти две противоборствующие команды».

Другая традиция: самые близкие родственники и друзья приходят утром следующего дня на хинкали, которые готовит невеста. Конечно, молодой жене все помогают, потому что надо налепить много пельменей. Кстати, приготовление хинкали — своеобразный экзамен для новобрачной. Впрочем, девушки выходят замуж уже подготовленными хозяйками.

Раздели с кем-нибудь трапезу

Вообще у турок-месхетинцев множество обычаев гостеприимства — ведь у них принято часто навещать друзей и родственников. И в гости они ходят не с пустыми руками, обязательно приносят подарки.

Угощать гостей принято чаем и сладостями. Они размещаются на полу, принимая пищу за маленьким столиком. Званый обед или ужин обязательно включает несколько блюд. А одно из главных правил у них гласит: не стоит есть в одиночестве — трапезу обязательно нужно разделить с кем-нибудь.

И это у месхетинцев во всем — делиться с другими самым лучшим, важным и дорогим.

Алла Петрова

ИЗ ИСТОРИИ

Историко-культурная область Месхетия возникла на юго-западе Грузии в VI-VII веках в результате заселения данной территории картвельскими племенами месхов. Сюда турки стали проникать в XI-XII веках. Окончательно субэтническая турецко-месхетинская группа сформировалась в XVII веке, когда Османская империя сделала Месхетию своим владением.

После Русско-турецкой войны 1829 года, согласно Адрианопольскому договору, земли Месхетии-Джавахетии разделились на две части. Одна — в Грузии, которая входила в состав России, другая отошла к Турции. Большинство турок-месхетинцев предпочли переселиться в российскую часть.

Во время Великой Отечественной войны было мобилизовано практически все взрослое мужское население турок-месхетинцев — более 40 тысяч человек. Из них полегли на полях сражений 26 тысяч. Восемь месхетинцев стали Героями Советского Союза, трое — полными кавалерами Ордена Славы..

В 1944 году по постановлению ГКО СССР № 6279 турки-месхетинцы были депортированы из Закавказья в Казахстан, Киргизию и Узбекистан «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, пособничала врагам и служила для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». Всего было депортировано 115,5 тысяч человек. За время пути в Среднюю Азию погибли до 30% репрессированных.

С 3 по 11 июня 1989 года в Ферганской области Узбекской ССР произошли массовые столкновения и погромы, в ходе которых жестоким нападениям подверглись турки-месхетинцы. Во время этих событий погибли 103 человека, а 1 011 получили травмы и увечья. Также были сожжены и разграблены 757 жилых домов, 27 гособъектов, 275 единиц автотранспорта. За июнь из Ферганской области в шесть областей РСФСР авиацией было срочно вывезено более 16 тысяч турок-месхетинцев, а к концу 1990 года Узбекистан покинули почти 90 тысяч человек.

Как в Астраханской области живут турки-месхетинцы

Как в Астраханской области живут турки-месхетинцы

Источник

Поделиться: