Когда в ход идут рога

Процесс создания «семьи» у сайгаков

В непростой и полной опасности жизни сайгаков – удивительных по своему облику и судьбе животных, обитающих, в том числе и на степных просторах Лиманского района Астраханской области, есть два очень важных периода. Это отел, когда на свет появляются сайгачата, сообщающие об этом миру робкими и призывными криками. Но их появлению предшествует процесс спаривания для зачатия новой жизни — гон.

Битва за «гарем»

К середине ноября сайгаки меняют свою летнюю одежку на зимнюю, а самцы добавляют к длинной светлой шерсти атрибуты брачного наряда, обрастая длинными «бакенбардами», с черными полосами под глазами и «ошейником» из потемневшей на шее шерсти. Многочисленные стада животных распадаются на мелкие табунки, самцы, большинству из которых не менее полутора лет, становятся крайне неуживчивыми. Каждый взрослый самец, являясь полигамом, пытаясь создать свой «гарем», старается завладеть большим количеством самок, что является биологической особенностью вида, обеспечивающей быстрое нарастание численности. Как правило, у одного «султана» бывает по 15–20 «наложниц». А в условиях, когда доля самцов низка, число самок в «гареме» может значительно возрастать. Самцы сражаются за свои «гаремы», используя сначала свои необыкновенной формы, похожие на укороченный хобот, носы, как своего рода турнирное оружие, раздувая его в виде рупора и изгибая в виде буквы S. Над степью то и дело раздается трубный крик, перерастающий в храп. Если после устрашающих криков соперники не отступают, то вход идут рога, и сражения бывают очень жестокие.

Почти весь период двухнедельного гона предводитель «гарема» не знает ни минуты покоя, нормально не питается, только время от времени, в отсутствие снега, схватывает по пути пару глотков воды. Он бдительно пасет своих подопечных, не давая им разбредаться, сходиться с другими «гаремами» или перебегать к одиноко бродящими «султанам», без «гарема». После спаривания самцы, участвовавшие в этом «тяжком труде», резко теряют в весе и очень слабеют. Порой они лежат в местах гона, не в состоянии двинуться с места, часто погибая естественной смертью, или становясь легкой добычей волков, одичавших собак и браконьеров. Для тех самцов, которые выжили наступает период восстановления.

На страже будущего поколения сайгака

Вот уже на протяжении 20 лет, с момента создания Государственного природного заказника «Степной», его сотрудники наблюдают за жизнью этих удивительных животных, в том числе и за прохождением гона. Никакие катаклизмы и пандемии не могут прервать работу коллектива по охране сайгаков, по сохранению их спокойствия и благополучия в будущем. В этом непростом году сотрудники Заказника в преддверии гона совершали регулярные объезды вверенной им для охраны территории. 25 ноября гон начался. Желая донести до местных жителей информацию о важности происходящего для будущей судьбы сайгаков, инспекторы объехали все животноводческие стоянки, расположенные в его границах и поблизости от них, в очередной раз напомнили фермерам о непростой судьбе этих «ровесников мамонта», попросили, насколько возможно, ограничить движение автотранспорта даже по дорогам общего пользования в местах скопления сайгака.

Сегодня столь интересный период жизни животных подходит к концу. По предварительным итогам во время гона на территории заказника «Степной» общая численность сайгаков составила более 6500 особей, а доля самцов, способных спариваться, около 18-20 %, но об успешности прошедшего периода можно будет судить лишь весной, когда в «роддомах — на ограниченных участках удобной для родов местности соберутся беременные самки. Их дело в сжатые сроки принести потомство — новых членов «сайгачьего сообщества».

Владимир Калмыков, директор заказника «Степной»

Фотография из архива заказника.

Источник

Поделиться: