Первое дело в жизни — служить Отчизне

С Днем защитника Отечества!

23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества в России, и отдаем дань уважения и благодарности тем, кто отслужил срочную, воевал в горячих точках, стоит на страже рубежей Родины сегодня и кому предстоит надеть шинель и взять в руки оружие завтра.

Юность в шинели

Хотя в тяжелую годину в один строй встают граждане вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания. Да и сейчас в российской армии служит немало женщин. И все-таки главными виновниками торжества в этот праздник считаются мужчины — защитники страны в прямом смысле этого слова. Их чествуют, поздравляют, дарят подарки, а главное, в очередной раз слушают воспоминания. Порой серьезные, иногда шуточные, но практически все соглашаются, что армия — это школа жизни. Уходят в большинстве своем мальчики, пусть и спортивные, но мало приспособленные к тяготам и испытаниям казарменным бытом, а возвращаются мужчины, умеющие все. И эта «полоса препятствий», которую приходилось раньше преодолевать три года, потом два, а сейчас год, навсегда остается в памяти, в снах и рассказах.

Про разные рода войск существуют свои повествования, шутки, байки, пословицы и просто крылатые выражения. Например, «Артиллерия — бог войны», ПВО: «Сами не летаем, и другим не даем», «Два солдата из стройбата заменяют экскаватор», «Спецназовец способен остановить танк малой саперной лопатой, а при наличии большой и закопать его». И пусть у каждого рода есть свой отдельный праздник, 23 февраля — общий у тех, чья юность прошла в шинели. И пусть сегодня кто-то стал министром или руководителем предприятия, а кто-то живет в селе и помидоры выращивает, и самым памятным событием для них в жизни стала армия, тем более, если служба проходило за границей. И поездка к месту дислокации стала единственным турне. Воспоминаниями поделился мужчина, проходивший срочную службу в ГСВГ — группе советских войск в Германии, тогда еще — ГДР.

«Своей службой горжусь!»

«Два года я прослужил в ракетных войсках, — рассказывает Сергей Ширтанов из Черного Яра. — Но это были не ракетные войска стратегического назначения — РВСН. Служба была интересной, потому что первый год провел в Германии, а затем нашу часть перебросили на восток, в столицу Еврейской автономной области город Биробиджан. Мы располагались в небольшом городке Кенигсбрюк. Это примерно 120 километров от Дрездена. Там был большой гарнизон, много частей стояло — танкисты, мы, артиллерия, еще кто-то. Порядки были достаточно строгие. Например, мы не имели возможности сходить в увольнение. Но в городе все же был при патрулировании улиц. Город мне понравился. Были и познавательные моменты. Например, дом, в котором жил фельдмаршал Фридрих Паулюс, которого пленили в Сталинграде».

Запомнились волжскому пареньку вымощенные камнями дороги. Видел он выложенные из камней цифры «1939». Это сделали взятые немецкой армией в плен солдаты, трудившиеся на укладке дорог. Цифры служат всем напоминанием о той войне. Конечно, Сергей помнит не только заграничные достопримечательности. «Наша часть участвовала в соревнованиях по армейскому троеборью. Это три вида стрельбы из личного оружия, бег на три километра, метание гранаты, — поделился воспоминаниями Сергей Петрович. — Соревнования проходили в Потсдаме, мы заняли там 2 место. Позднее мы видели объединение Германии. Стало более понятным наше присутствие в ГДР. И как бы то ни было, службой своей я горжусь. Мы честно отслужили сколько нужно было, оберегая мир в Европе».

С ним в части были и астраханцы. Один — Николай Ткачев непосредственно из Черного Яра. Дружба народов тогда была не пустой звук. Да и за порядком в части следили строго, как-никак по солдатам судили обо всем СССР. Так что узбеки, таджики и представители других национальностей были одной большой семьей.

От Дрездена до Биробиджана

На втором году службы Сергей Ширтанов оказался практически на другом конце земного шара — в Биробиджане. Ехали туда на поезде 22 дня. В Бресте, как обычно, сменилась ширина железной дороги и вновь застучали колеса. Такое путешествие не могло не запомниться: «Ехали мы через Чехословакию, через Польшу, через весь СССР. Все это время не сидели без дела — также несли службу, ходили в наряды, заступали в караулы. Приехали в Биробиджан — а там недостроенная казарма. Первое время пришлось жить в палатках. В казарму, достроенную доблестным стройбатом, позже уж заселились».

Служба, по словам Сергея Петровича, везде одинакова, но ощущения немного разные. К примеру, от природы. Сопки, суровый климат, крепкие морозы, обильные снегопады, сбор кедровых орехов и их кипячение, чтобы клейкая смола отстала. Демобилизовался Сергей Ширтанов в звании сержанта. Хоть и не офицерское звание, но должность у него была ответственная — начальник радиостанции, а в подчинении водитель и радист.

Учиться никогда не поздно

Может именно воинская специальность повлияла на дальнейшую жизнь черноярца. До службы он окончил педагогическое училище в Астрахани и немного успел поработать физруком в школе села Соленое Займище. Вернулся, здание новое строят, дети в райцентре учатся. Устроился Сергей на почту электромехаником предварительно подучившись опять же в Астрахани на курсах. Обслуживал кассовые аппараты. Затем получил водительские права и устроился на всем известный до сих пор УАЗ синего цвета возить корреспонденцию сначала по Черноярскому району. А затем после оптимизации почтамт перекочевал в Енотаевку и соответственно маршрут на два района изменился: от села Замьяны Енотаевского до села Ушаковки Черноярского. А в 2013 году, когда к родному району практически подошла газовая труба, Сергей выучился на слесаря ЭРГО (эксплуатация и ремонт газового оборудования) и ЭРПГ (подземных газопроводов). И вновь учеба и повышение. Сегодня Сергей Ширтанов — мастер Черноярской ремонтно-эксплуатационной станции. Он давно и надежно женат на Ларисе Петровне, которая практически со школьной скамьи работает в районной газете. Супруги вырастили и воспитали двух сыновей Алексея и Андрея и дочь Анюту. У всех высшее образование, и все они обосновались в Москве и окрестностях столицы. К родителям приезжают в основном летом. Радость Ширтановых-старших — три внучки. Им теперь дедушка и будет рассказывать о службе, а они поедут за границу и воочию увидят улицы, на которых камнями выложено «1939».

Источник

Поделиться: