Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 2014 годы Астана, 2010 год

Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 2014 годы Астана, 2010 годПрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 2014 годы Астана, 2010 год.

Строительная индустрия и производство строительных материалов.

Краткий анализ текущей ситуации.

Объемы строительства в Казахстане росли быстрыми темпами с начала 2000-х годов, достигнув 60% уровня в 2005 и 2006 годах. Влияние мирового финансового кризиса привело к резкому замедлению темпов роста строительства.

Быстрый рост цен на строительные материалы с начала 2000-х годов был обусловлен растущим дефицитом строительных материалов, что привело к росту импорта. В 2008 году доля импорта на рынке стройматериалов составила 46,7.

Рост производства строительных материалов в Казахстане сдерживался рядом проблем: в Казахстане производится в основном продукция низких переделов; многие виды продукции не производятся; довольно высокий износ основных средств; низкая производительность труда; производство стройматериалов сконцентрировано в Алматинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях и в городах Астане и Алматы (на которых приходится более 60 % объема производства.

Несмотря на наличие достаточной сырьевой базы для развития отрасли, в Казахстане было в основном развито производство цемента и кирпича. В 2006-2007 году до 30 % используемого цемента импортировалось, но рост мощностей отечественных заводов позволит полностью отказаться от импорта цемента.

В настоящее время в Казахстане отсутствует производство листового стекла, а большинство используемых готовых изделий из стекла импортируется. Керамическое производство начало развиваться относительно недавно, несмотря на наличие богатой сырьевой базы (29 месторождений бетонитовых глин, пригодных для использования). Подавляющая часть продукции импортируется из Турции, Китая и Италии.

На рынке отделочных материалов в Казахстане преобладает импортная продукция.

в последние годы импортный линолеум полностью доминировал на рынке (более 99.

ограниченность лесных ресурсов и отсутствие современных производств привело к доминированию импорта на рынке изделий из фанеры и древесноволокнистых плит.

на рынке обоев 73 % занимает импортная продукция, при этом производство обоев в стране активно развивается. Доля рынка отечественных производителей напрямую зависит от таможенных пошлин на импорт обоев.

К ключевым проблемам, сдерживающим развитие отрасли строительных материалов в Казахстане, можно отнести.

несоответствие системы технического регулирования и государственного нормирования международным стандартам и устаревшие принципы ценообразования.

низкий технологичный уровень производства и низкий уровень производительности труда.

Удовлетворение спроса внутреннего рынка за счет увеличения производства отечественных строительных материалов, изделий и конструкций и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Увеличение валовой добавленной стоимости в строительной индустрии не менее чем на 76 % и удовлетворение потребности внутреннего рынка строительными материалами более чем на 80.

Основные направления развития отрасли.

Государственная политика в развитии строительной индустрии будет направлена на развитие производства конкурентоспособных, энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с высокой добавленной стоимостью на инновационной основе, совершенствование государственного регулирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, повышение качества и безопасности строительной продукции.

В рамках развития отрасли будет осуществлена модернизация действующих и строительство новых производств, направленных на обеспечение внутреннего спроса и расширение экспортных возможностей.

В цементном производстве будет доведен к 2014 году выпуск цемента до 13,5 млн. тн/год на 5 действующих и 4 новых предприятиях (в Акмолинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях), построено 5 клинкерно-цементных терминалов в Мангистауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской областях и в городе Алматы общей мощностью 2,1 млн. тн/год, проведено техническое перевооружение действующих цементных заводов и сокращена степень износа основных средств до 30.

В производстве керамики будет доведен к 2014 году выпуск керамических плиток до 13 млн. м 2 /год, обеспечено производство сантехкерамики до 1 млн. шт./год в Актюбинской, Алматинской и Южно-Казахстанской областях, построен обогатительный комбинат по переработке глины мощностью 200 тыс. тн/год.

В стекольном производстве будет начато строительство завода по производству листового стекла мощностью до 140 тыс. тн/год.

В индустриальном строительстве будет построено к 2014 году 13 комбинатов индустриального строительства общей мощностью 3 млн. м 2 жилья в год в городах Актобе, Алматы, Астане и Шымкенте. Комбинат индустриального строительства предоставляет услуги по производству изделий и конструкций, из которых будет организовано строительство энергопассивных домов.

Вокруг комбинатов индустриального строительства будут созданы условия для развития не менее 130 малых и средних предприятий, производящих строительные материалы (окна и двери, ламинат, линолеум и пр.) и услуги (проектно-изыскательские, дизайнерские, отделочные и пр.

Планируется реализация следующих ключевых проектов и формирование вокруг них сети поставщиков.

Жамбылская область — строительство цементного завода – 1100 тыс. тн/год.

Акмолинская область — строительство цементного завода – 552 тыс. тн/год.

Восточно-Казахстанская область — строительство цементного завода по «сухому способу» — 1000 тыс. тн/год.

Мангистауская область — строительство цементного завода по «сухому способу» — 2000 тыс. тн/год.

Секторальные и проектные меры государственной поддержки.

Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами.

Будет внедрена система прохождения производственной практики выпускниками средних и высших профессиональных учебных заведений на производственных предприятиях сроком 3 месяца с закреплением индивидуальных руководителей на местах.

Потребность в кадрах по 10 специальностям будет удовлетворена за счет подготовки специалистов в вузах и 139 учебных заведениях ТиПО.

Будут открыты новые специальности для строительной индустрии в учебных заведениях Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областей.

Совершенствование технического регулирования.

Будут внесены изменения в сферу технического регулирования в части.

разработки и внедрения 405 государственных стандартов, по направлениям: строительные материалы – 242; конструкция бетонная, железобетонная, деревянная – 51; строительное оборудование – 19; электроснабжение и электроустановки – 48; дорожное строительство – 8; системы менеджмента – 6; проектирование зданий и сооружений – 31.

модернизации государственных эталонов теплопроводности и температурных величин на соответствие техническим регламентам, а также гармонизация до 80 % стандартов и технических нормативов в рамках Таможенного союза.

Будет осуществлено реформирование системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан.

Будет разработана новая сметно-нормативная база.

Будет создан Государственный градостроительный кадастр на республиканском уровне.

В целях научного обеспечения реформирования системы технического регулирования строительной отрасли будут определены и усилены научные структуры, подведомственные Агентству Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Будут пересмотрены и внесены изменения в законодательные акты по усилению ответственности и соблюдению стандартов и технических регламентов в области строительства (в том числе промышленного, дорожного строительства и строительства прочей инфраструктуры) с целью повышения безопасности и сроков их использования, снижения объемов необходимых ремонтных работ.

В этих целях будет укреплена система государственного архитектурно-строительного контроля.

Развитие инноваций и содействие технологической модернизации.

Для повышения инновационной активности бизнеса будут.

выделены средства институтам развития на предоставление финансового лизинга по льготным условиям для модернизации основных фондов.

ежегодно выделяться гранты для внедрения инноваций по приоритетным направлениям (энергосберегающие материалы, изучение возможностей использования отходов смежных отраслей в производстве строительных материалов, трансферт технологий быстровозводимых, «зеленых» и «энергопассивных» домов.

В целях научно-технического развития отрасли будет обеспечено развитие научных исследований, направленных на разработку новых технологий в области жилищного строительства.

Создание привлекательных условий для прямых инвестиций.

Для производителей ресурсосберегающих и энергоэффективных стройматериалов и конструкций, а также для развития субъектов малого и среднего бизнеса, созданных вокруг комбинатов индустриального строительства, им будет предоставляться кредитование по льготным условиям.

В целях поддержания спроса на отечественные строительные материалы и развития жилищного строительства будут обеспечены.

государственная поддержка жилищного строительства, продолжено бюджетное финансирование развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищного строительства, а также кредитного и государственного арендного жилья.

разработка серии типовых проектов для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства с использованием энергоэффективных материалов и технологий.

разработка системы кредитования под сертифицированные строительные материалы в целях развития индивидуального жилищного строительства.

В целях развития местного содержания будет осуществляться деятельность по недопущению необоснованного (цена, качество) применения импортных строительных материалов, изделий и конструкций и соблюдении технических регламентов путем включения представителей профессиональных строительных общественных организаций (саморегулирующихся организаций) в состав государственных приемочных комиссий.

Будут внесены изменения в систему лицензирования в сфере архитектуры, градостроительства и строительства с учетом международного опыта. Будут сокращены и оптимизированы лицензируемые виды деятельности, введен в систему лицензирования независимый аудит, который позволит сократить вмешательство государственных органов в деятельность субъектов строительного рынка. Выдаваемые лицензии будут разделены на категории в зависимости от технической сложности объекта строительства, опыта работы и наличия собственного капитала лицензиата.

Будет расширена минерально-сырьевая база строительной индустрии за счет поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, используемых для производства строительных материалов.

Поделиться: